Таджики закончились, на стройки пора везти корейцев, персов и индусов
Количество мигрантов в России в целом и на стройках и в ЖКХ в частности существенно сократилось и не собирается восстанавливаться – к такому выводу пришли ученые РАНХиГС в ходе исследования миграционных потоков. Это скверная тенденция, поскольку без мигрантов Россия обойтись не может.
В России в 2024 году трудится 3,5 млн мигрантов, или 4,5% от всех занятых на рынке труда. Это почти на 1 млн человек меньше, чем пять лет назад. При этом приток трудовых мигрантов в Россию упал в несколько раз, и нет никаких предпосылок, что он восстановится до предковидного уровня. Причины: резкое ослабление рубля, что делает работу в России невыгодной для иностранных рабочих; рост строительства в тех государствах, откуда традиционно приезжали трудовые мигранты — в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане (90% всех трудовых мигрантов в России); антимигрантские законы и настроения в России — в этой ситуации работники едут в соседний Казахстан, ОАЭ и даже в Монголию.
Кроме того, потребность в рабочей силе наблюдается в большинстве регионов России, а трудовые мигранты, по данным исследования, кучкуются в Москве, Петербурге и окрестностях, а также в нескольких крупных и прибыльных городах. Хотя стоит отметить, что именно в этих регионах ведется наиболее интенсивное строительство, развиваются сервисные услуги и ЖКХ, а значит, и спрос на рабочие руки повышенный. По данным экспертов и Минстроя России, нехватка строителей колеблется, по разным оценкам, от 300 до 500 тысяч человек.
Однако есть эксперты, которых радует сокращение мигрантских потоков — такие мнение высказал в интервью МК профессор Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец.
— С мигрантами мало что можем поделать, — заявил Алексей Зубец. — По межгосударственным соглашениям, на рынке труда они имеют такие же права, как и граждане России. Но нашей стране нужны квалифицированные кадры, и если приезжих из Таджикистана и других стран Средней Азии стало меньше, чем в 2019 году, то это как раз хорошо. Это неквалифицированная рабочая сила, которая, как правило, задействована на стройках и в сфере ЖКХ. Считаю, что после закрытия льготной ипотечной программы строительная отрасль какой-то период будет находиться в упадке, прежнего количества трудовых мигрантов для нее просто не нужно. /…/ Нам нужны квалифицированные рабочие, которых можно поставить за станок на сложных производствах. Это мигранты, допустим, из Индии, Ирана или Северной Кореи. Нужно переключаться на другие направления миграционных потоков.
При этом профессора не пугает даже тот факт, что трудовые мигранты из дальнего зарубежья в принципе не владеют русским языком, в отличие от мигрантов из Центральной Азии. Главное — эта рабочая сила может «стоить» гораздо дешевле, нежели узбеки и таджики:
— Недавно я общался с одним сотрудником, который завозит людей из Индии, — сообщил профессор. — Главная проблема — языковый барьер. Ведь выходцы из Средней Азии худо-бедно русским языком владеют. Однако, оказывается, что и в Индии немало людей, которые могут понять поставленные им на русском языке задачи. А «стоят» граждане Индии дешевле, чем таджики. Индия — одна из беднейших стран мира, там зарплаты совсем мизерные. Такая же примерно история с Ираном или Северной Кореей, где низкий уровень жизни, но много квалифицированных рабочих рук. Везде можно найти людей, способных не только подметать улицы, но и выполнять сложные работы на производстве.
В этой связи стоит напомнить, что Национальное объединение строителей уже несколько лет продвигает инициативу по подготовке иностранных строителей на территории государства пребывания по программам, разработанным совместно Россией и, например, Узбекистаном. По итогам такой подготовки предлагается принимать экзамен по независимой оценке квалификации и только после этого давать иностранному рабочему право работать на российских стройках. И если со странами ЕАЭС и СНГ такие программы вполне реальны, то с той же Индией работа еще даже не начиналась.
Комментарии