Строительная отрасль нуждается в обелении – и инструменты для этого уже есть!
27 февраля в рамках деловой программы Российской строительной недели состоялась сессия «Проблемы обеления строительной отрасли и пути их решения», в которой приняли участие руководители и представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых объединений, финансовых компаний и налогового сектора.
Обсуждение возможности повышения финансовой прозрачности строительной отрасли собрало на площадке сессии «Проблемы обеления строительной отрасли и пути их решения» статс-секретаря — заместителя министра строительства и ЖКХ России Юрия Муценека, начальника управления специальных проектов Федеральной налоговой службы Тимура Шиналиева, президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, начальника Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4 Ирину Александрову, исполнительного директора Ассоциации Добросовестных налогоплательщиков «РАДО» Екатерину Роганову, руководителей крупнейших строительных компаний и экспертов.
Ведущим сессии выступил руководитель Рабочей группы ТПП РФ по управлению налоговыми рисками, адвокат, управляющий партнер Tax & Legal Management Василий Ваюкин.
Открывая обсуждение, статс-секретарь Минстроя России Юрий Муценек напомнил, что в настоящее время в строительной отрасли функционирует более 480 тысяч организаций, которые в год платят 3 трлн рублей налогов (14% от всех налогов страны). Сегодня одновременно или запланировано строительством на ближайшие 5 лет более 6000 объектов общей стоимостью более 4,7 трлн рублей. Строительная отрасль получает большую поддержку от государства, готовятся новые национальные проекты по дальнейшему развитию страны, и здесь роль строителей, конечно, будет огромной. Кроме того, в конце 2023 года приняты пакет законов о комплексном развитии территорий, поправки в Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» — это новый этап развития строительной отрасли.
«Но сегодня строительная отрасль нуждается в более прозрачном и более эффективном контроле за оборотом средств, в решениях, которые позволят повысить эффективность капитальных вложений», — отметил Юрий Муценек. Он также напомнил, что совместно с ФНС была разработана система оценки юридических лиц, которая проверяет компанию по 27 показателям и дает соответствующую выписку. Это позволяет получить объективную информацию о финансовой устойчивости, опыте работы и квалификации подрядчика.
Что касается задач, которые стоят перед отраслью в части повышения прозрачности, то нужно двигаться в сторону повышения компетенций участников строительства. «Сегодня НОСТРОЙ и НОПРИЗ сформировали Национальные реестры специалистов — это большой объем работы. Теперь необходимо доводить компетенции наших специалистов, которые отвечают за разработку технических решений, подготовку проектной и исполнительной документации до того уровня, который позволит эффективно осваивать ресурсы, приходящие в отрасль», — подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ России.
НОСТРОЙ видит повышение прозрачности в «цифре»
Антон Глушков представил позицию крупнейшего отраслевого объединения строителей по механизмам повышения прозрачности и обеления строительной отрасли. Он отметил, что объем «серой» денежной массы в стройке всегда был большим, и это довольно часто обусловлено не желанием строителей «оптимизировать» налоги или нарушить закон, а просто выжить на высококонкурентном рынке, потому что у него недостаточно средств, чтобы обеспечить исполнение взятых на себя обязательств. Следовательно, необходимо привести в соответствие стоимость контрактных работ с затратами бизнеса на их исполнение, причем в результате этой работы бизнес обязательно должен получить прибыль, иначе он не сможет жить и развиваться.
Первое направление, которое приводит в соответствие затраты подрядных организаций к фактическому уровню цены — это переход на ресурсно-индексный метод (РИМ), который стал обязательным для всех регионов России с сентября прошлого года. Однако пока РИМ очень похож на базисно-индексный метод, потому что не произошло наполнение федеральной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) актуальной информацией о стоимости строительных ресурсов, причем в разрезе каждого региона. Производители не торопятся это делать, потому что не понимают, зачем это нужно. Поэтому наполнение ФГИС ЦС достоверной информацией составляет от 5-10% до 80-90% в зависимости от региона. В итоге репрезентативность ценообразования оставляет желать лучшего — более того, цена реальных объектов, пересчитанная на основе РИМ, оказывается на 4-6% меньше, чем при базисно-индексном методе, и это при том, что стоимость стройматериалов постоянно растет. «Мы понимаем, что это необъективное отражение действительности, и задача, которую я вижу для обеления отрасли, — это достоверность экономики и правильная оценка затрат подрядных организаций путем наполнения ФГИС ЦС на территории всей Российской Федерации», — отметил А.Глушков.
Второй аспект — это оплата труда и заработная плата строителей. 2023 год стал переломным, когда уровень заработной платы, которая закладывается в расчеты стоимости и фактическая заработная плата сравнялись. НОСТРОЙ проводит мониторинг зарплат на территории всей Российской Федерации, причем забирает эти цифры не из данных Росстата, а из выгрузки документов 1С подрядных организаций, которые входят в СРО строительной отрасли. По итогам четвертого квартала прошлого года расхождение расчетной и фактической зарплаты составляют 2-3%. А в целом прирост заработной платы строителей составил за 2019-2023 год рекордные 18%. «Это дает возможность работодателю честно платить заработную плату, честно платить все налоги, потому что показатели, заложенные в контрактах, отвечают реальным затратам», — сказал президент НОСТРОЙ.
Антон Глушков также рассказал о цифровых ресурсах, которые созданы НОСТРОЙ для повышения прозрачности строительной отрасли. НОСТРОЙ в соответствии с законом ведет два реестра — реестр компаний-членов СРО и Национальный реестр специалистов строительной отрасли, в котором также отражается информация о прохождении специалистом процедуры независимой оценки квалификации. Сегодня эти реестры существуют отдельно друг от друга, но НОСТРОЙ планирует в ближайшее время их интеграцию, чтобы любой заинтересованный заказчик или генподрядчик смог получить максимально полную информацию и о самой компании, и о профессиональном уровне ее сотрудников. В дальнейшем будет сформирован единый цифровой профиль каждой подрядной организации, в который войдут максимально полные и объективные данные об уровне квалификации и деловой репутации организации, в том числе, и по данным налоговых органов.
Существенный вклад в обеление строительной отрасли внесет и внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ), применение которых уже стало обязательным при заключении госконтрактов, а с 1 июля с.г. станет обязательным и для застройщиков жилья. Очевидно, что применение ТИМ дает абсолютно прозрачную процедуру управления и ценообразования на каждом строительном объекте. НОСТРОЙ ведет мониторинг госконтрактов, в которых должно быть обусловлено применение информационной модели, и может констатировать, что за два года количество госконтрактов, в которых нет ТИМ, упало в три раза — с 90% до 32%.
Следующий этап работы — это законодательная «легализация» исполнительной документации в электронном виде, потому что на сегодня проверяющие органы в большинстве случаев по-прежнему требуют бумажные документы. И в целом цифровизация способна существенно обелить отрасль, а госполитика в этой области говорит о том, что «цифра» уверенно входит в повседневную жизнь строителей.
Строитель, ФНС все знает о тебе!
Тимур Шиналиев рассказал о новой цифровой разработке Федеральной налоговой службы — Сервисе оценки юридических лиц. Задача сервиса — помочь заказчику, генеральному подрядчику, подрядчику правильно принять решение по выбору контрагента с учетом его опыта работы, финансовой устойчивости, деловой репутации и прочих критериев оценки. Оценка компании проводится по 12 критериям, начиная с подтверждения реальности и функционирования компании, а затем еще по 15 показателям. Причем вся информация собирается без участия самой компании, а по информации из других информационных систем. Так что, по сути, деятельность каждой компании у ФНС вида, как на ладони. По итогам оценки формируется выписка, которую подрядчик может представить заказчику в составе тендерной документации. При этом в выписке есть количество баллов, а также расшифровка каждого показателя. Заказчик по куар-коду может проверить подлинность справки и убедиться в достоверности информации. Все это ускоряет проверку контрагентов и представляемой ими информации. Сегодня данный сервис носит добровольный характер, но ФНС постоянно совершенствует контроль за налогоплательщиками, так что сервис явно будет развиваться.
Екатерина Роганова рассказала об основных проектах обеления отрасли как о комплексных решениях проблемы, поскольку налоговые проверки отдельных компаний, даже самые тщательные, не решают этой проблемы — на место нарушителя приходит другая компания, и все повторяется. Более того, масштаб налоговых нарушений и злоупотреблений таков, что вынуждает добросовестные компании встраиваться в эту систему, чтобы быть конкурентоспособными на рынке. Поэтому нужна система мер, которые будут воздействовать на рынок и запустят обеление отрасли, возможно даже, через раскрытие налоговой тайны.
С докладами также выступили руководители и представители Публично-правовой компании «Единый заказчик», Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4, ВЭБ.РФ, финансовых и строительных компаний.
Исполнительный директор бизнес-блока, ВЭБ.РФ; генеральный директор, ООО «ПроШкола», член правления НОТЕХ Алиса Денисова рассказала об инструментах снижения налоговых рисков заказчиков-застройщиков в ходе строительства объектов.
Заместитель директора ФАУ «РосКапСтрой» Дмитрий Казанский подробно остановился на предложениях по совершенствованию налогового законодательства в целях повышения эффективности и экономической стабильности строительной отрасли.
Директор департамента финансов ППК «Единый заказчик» Марина Мамина осветила вопросы добросовестности подрядных организаций при реализации объектов капитального строительства.
Партнер ФБК Legal Александр Григорьев представил налоговые методы в вопросах строительства.
А начальник Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №4 Ирина Александрова поделилась своим опытом о том, как выстраивать доверительный диалог с налогоплательщиками.
Комментарии