DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Современной стройке нужен высокопрофессиональный «универсальный строитель»!

Современной стройке нужен высокопрофессиональный «универсальный строитель»!
Второй день ежегодной конференции отраслевого Консорциума СПО в строительстве, которая прошла в Смоленске 14-15 октября, был посвящен прикладным вопросам развития системы подготовки кадров для строительной отрасли. И здесь открылось как большое количество задач и проблем, так и нестандартные методы их решения.

Подведение итогов работы за год и обмен опытом - вот главная цель открытой дискуссии, которая состоялась в рамках ежегодной конференции Консорциума СПО в строительстве 14-15 октября. Модератором мероприятия выступила директор по развитию - руководитель Проектного офиса Национального объединения строителей Елена Парикова, а сомодератором - директор Смоленской академии градостроительства и архитектуры Анжелика Зенкина. На конференцию собрались более 100 участников со всей страны - от Севастополя до Владивостока.

С приветственным словом к участникам конференции обратились заместитель министра архитектуры и строительства Смоленской области Инга Жилкина, первый заместитель министра образования и науки Смоленской области Марина Иваненкова, координатор НОСТРОЙ по Центральному федеральному округу Алексей Подлуцкий, а также председатель правления Ассоциации СРО «Объединение смоленских строителей» Вениамин Потапов. А в ходе дискуссии выступили профессионалы как в сфере образования, так и в области бизнеса и цифровых технологий. Мероприятие получилось весьма масштабным, поэтому остановимся на самых горячих и актуальных темах.

Консорциум стал площадкой для встречи образования и бизнеса

Главные итоги деятельности Консорциума СПО в строительстве подвела в своем докладе Елена Парикова, напомнив, что он был создан НОСТРОЙ два года назад как площадка для координации и консолидации усилий бизнеса и учебных заведений в деле подготовки строительных кадров. Основа для работы Консорциума - это дорожная карта, которая постоянно обновляется и дополняется различными мероприятиями, проектами, инициативами и показывает, что проект активно развивается.

Сегодня в Консорциуме состоят более 160 учебных заведений и компаний-партнеров, а также крупнейшие отраслевые объединения, такие как Национальное агентство контроля сварки, Национальный кровельный союз, Ассоциация развития стального строительства, Ассоциация деревянного домостроения, лифтовики и атомщики. 10 февраля этого года Правительством России была подписана дорожная карта по реализации Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года, и в ней в 17 пунктах из 31 НОСТРОЙ и Консорциум СПО являются либо ответственными исполнителями, либо соисполнителями. С одной стороны, это большая ответственность, а с другой стороны, признание Консорциума как площадки для взаимодействия бизнеса и образования.

Одна из самых больных проблем подготовки молодых специалистов - они не задерживаются на стройке, поэтому очень важно понять, какие факторы могут удержать их в компании, а какие - оттолкнуть. Для этого Консорциум на системной основе проводит масштабные всероссийские исследования, а результаты затем ложатся в конкретные документы и рекомендации. Одно из последних исследований, проведенное среди 5000 студентов высшего и среднего профессионального образования, показывает, что большинство студентов (62%) все свое время отдают учебе, еще 28% респондентов имеют подработку вне строительной отрасли и лишь 10% совмещают учебу с работой по профессии. Это большой ресурс для бизнеса по привлечению студентов на практики, подработку, а затем на постоянную работу в отрасль.

Факторы, повышающие интерес к строительству (по шкале от 1 до 5), вполне ожидаемы: лидируют конкурентная зарплата (4,29), стажировки у работодателей (4,27) и возможность совмещать учебу с работой (4,21). Столь же очевидны и основные «минусы» - низкая стартовая зарплата (4,34), отсутствие карьерного роста (3,94) и недостаток информации о вакансиях (3,92). При этом прохождение полноценной производственной практики у 57% опрошенных студентов усилило желание работать в отрасли. Опрос показал, что «мяч» по привлечению и закреплению молодежи на стройке целиком на стороне работодателей - только они могут обеспечить и приемлемую зарплату, и карьерный рост. Отметим, что данное Исследование выложено на сайте НОСТРОЙ (страница Консорциума), где с ним можно подробно ознакомиться.

И еще один очень важный и значимый проект для привлечения и удержания молодых специалистов - это Национальный конкурс профессионального мастерства «Строймастер», который в этом году отметил свое 15-летие - в 2010 году он родился в Санкт-Петербурге как городской конкурс, затем стал всероссийским конкурсом НОСТРОЙ, а затем получил статус Национального. В 2025 году в конкурсе приняли участие более 1700 участников из 73 регионов страны. Победители отборочных этапов приняли участие в финале Конкурса 25-26 сентября 2025 года в Санкт-Петербурге. Одной из особенностей Конкурса в 2025 году стало то, что число участвующих студентов превысило число взрослых профессионалов. Этот факт говорит о большом интересе молодежи к своей будущей профессии.

Завершая выступление, Елена Парикова пригласила учебные заведения и бизнес вступать в Консорциум СПО, чтобы вместе решать вопросы, которые ставит перед отраслью Правительство России и само время.

Молодым специалистам нужны современные знания

Ключевая фигура системы образования - это преподаватель, профессионал своего дела, и поэтому проректор ДПО «Институт развития профессионального образования» Светлана Наумова в своем выступлении подняла очень важный вопрос - повышение квалификации педагогов, мастеров производственного обучения и методистов в рамках проекта «Профессионалитет». Очевидно, что без обновления компетенций преподавателя, повышения его мастерства не будет и хороших знаний у студентов. Поэтому с 2022 года ведется непрерывная работа повышения квалификации преподавателей в тех учебных заведениях, которые участвуют в проекте «Профессионалитет». В рамках этой программы преподаватели и мастера проходят практическую стажировку в передовых компаниях отрасли, получают качественные знания о новых технологиях, в том числе цифровых, имеют возможность получить практические навыки работы на современном оборудовании, чтобы затем эти знания передавать студентам.

Директор Колледжа водных ресурсов (Санкт-Петербург), председатель ФУМО 08.00.00 Техника и технологии строительства Валерий Андреев самой главной задачей СПО назвал быстрое обеспечение строительной отрасли кадрами и в первую очередь рабочими профессиями, которых сейчас катастрофически не хватает. При этом во всех колледжах страны по рабочим строительным профессиям обучается 60 тысяч человек, а по специальностям среднего звена - 163 тысячи человек.

Однако в обучении рабочим специальностям появился довольно сильный перекос - только по одной специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» учится больше студентов, чем по всем рабочим профессиям, вместе взятым. По факту это будущие прорабы - но разве отрасли нужно 77 тысяч прорабов и где они будут работать? Очевидно, что большинство из них придут на рабочие профессии, которым в этих же колледжах обучают не 3-4, а 1-2 года. Тогда зачем тратить учебные часы и ресурсы для подготовки избытка прорабов? Понятно, что на эту специальность набор абитуриентов идет хорошо, а на рабочие специальности - гораздо хуже, но при этом самый большой процент выпускников, которые не идут работать на стройку, именно в этой специальности. Очевидно, что формирование контрольных цифр приема абитуриентов нужно вести с учетом текущих потребностей отрасли, а бизнес должен об этих потребностях очень четко заявить, в том числе в органах власти.

Однако даже дошедшие до стройки молодые специалисты там не задерживаются, половина уходит буквально через два месяца, а через год - еще больше. Главная причина - ошибка в выборе профессии, очень часто выпускники слабо себе представляют, что такое реальная стройка. Поэтому очень важным моментом является профориентация школьников, и начинать ее нужно как можно раньше. А потом, уже в качестве студентов, ребята должны проводить как можно больше времени на реальных предприятиях. Тогда не будет такого большого процента выпускников, которые уходят со стройки в первые месяцы.

Если же говорить о том, чему учить студентов, то сегодня работодателю нужен универсальный строитель, который обладает навыками в нескольких специальностях, на рынке востребованы небольшие бригады с универсальными работниками. Под этот запрос и нужно разрабатывать образовательные стандарты по рабочим профессиям.

Директор Новгородского строительного колледжа, сопредседатель отраслевой Ассоциации строительной отрасли Ольга Халепо, напомнив о тех проектах, которые уже состоялись, и грантах, которые уже освоены, отдала должное федеральной программе «Профессионалитет», которая направлена на сближение предприятий с колледжами. Сегодня в строительной отрасли сформирован 31 образовательно-производственный кластер, и этот процесс продолжается, потому что компании строительной отрасли в итоге поняли, что именно в рамках этого проекта можно найти профессиональные кадры для своих строек.

При этом кадров становится все меньше и меньше, студентов вскоре станет мало, так что вся надежда на повышение производительности труда и новый подход к образованию студентов. Ольга Халепо напомнила, что эффективное образование должно базироваться на таких принципах, как:

- Бережливое производство (подготовка специалистов с учетом навыков бережливого производства, повышающих производительность труда);

- Инновационное образование (обучение специалиста, сочетающего в себе знания и навыки в области передовых строительных технологий);

- Искусственный интеллект (расширение использование VR AR технологий, а также технологий с применением искусственного интеллекта);

- Цифровое образование (формирование цифровых компетенций, в том числе навыков на внедрение ТИМ и ИИ).

При этом предполагается быстрое изменение учебных программ в ответ на меняющиеся запросы рынка труда и глубокая интеграция колледжей и работодателей.

Развивая тему бережливого производства, колледж пришел к идее создания отраслевой кафедры на базе конкретного предприятия для подготовки кадров «под ключ» по требованиям этого предприятия. Для студентов обучение на такой кафедре - это старт в профессию с первого дня, максимальное погружение в производство и гарантированное трудоустройство. Для работодателя преимущества такого проекта - это получение работников, умеющих работать в рамках требований конкретного предприятия, снижение затрат на поиск и адаптацию новичков. При этом на кафедре преподают ведущие работники данного предприятия, а студенты получают самые актуальные знания и навыки, поскольку учебные программы полностью сформированы самим предприятием. Колледж намерен тиражировать эту практику еще на нескольких предприятиях области, потому что проект оказался реально работающим и эффективным.

Директор Севастопольского архитектурно-строительного техникума Виктория Анненкова рассказала о первых шагах техникума при вхождении в программу «Профессионалитет». Решение об этом приняло руководство города, поскольку строительная отрасль для Севастополя является стратегической. Первым шагом стал анализ реальных потребностей строительных компаний в рабочих профессиях, после чего техникум стремительно расширил свои образовательные программы: на старте студентов обучали по 5 специальностям, а через полгода их количество увеличилось до 13. На данный момент в техникуме обучается 1600 студентов - почти в два раза больше, чем было несколько лет назад.

Если говорить об инвестициях в развитие техникума, то при вступлении в программу «Профессионалитет» он получит от государства 100 млн рублей, и они пойдут на модернизацию материальной базы. Однако колледж решил привлечь еще и частные инвестиции от потенциальных работодателей, которые заинтересованы в подготовке строительных кадров. Благодаря работодателям было привлечено 20 млн рублей, и техникум надеется, что эти инвестиции будут расти. Кроме этого, городские власти запланировали инвестиции в развитие строительного учебного кластера - почти 300 млн рублей на три года. Так что Севастопольский техникум строит планы и весьма уверенно смотрит в будущее.

Бизнес задает ориентиры

Подготовка строительных кадров - дело многогранное, и именно поэтому на одной площадке с директорами колледжей выступили и представители бизнеса, о чем тоже стоит коротко рассказать.

Директор департамента нормативного регулирования и контроля СРО «Союз строительных компаний Урала и Сибири» Дмитрий Провоторов представил опыт СРО по организации современной системы наставничества для адаптации молодых специалистов в строительных компаниях. Весь опыт работы с выпускниками колледжей показывает, что без знающего и заботливого наставника молодой специалист не сможет начать успешную работу на стройке - а скорее и уйдет с нее в первые месяцы. Поэтому СРО приняла решение этот год объявить Годом наставничества в Челябинской области и активно этим занимается. СРО также выделила определенный бюджет для поощрения студентов, преподавателей и наставников колледжей, входящих в учебный кластер Южного Урала.

Заместитель генерального директора по науке компании «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров остановился на текущих задачах и проблемах внедрения технологий информационного моделирования в строительную отрасль. А начинаться этот процесс должен с обучения в учебных заведениях, в том числе в колледжах, поскольку не только инженерным работникам, но и специалистам среднего звена предстоит работать с этой информационной моделью. Например, обеспечивать подачу данных со стройплощадки для ведения модели. То же самое будет происходить и на этапе эксплуатации.

Кроме того, участники дискуссии обсудили такие важные вопросы, как правильное использование специализированного оборудования на стройплощадках для сохранения здоровья работников, роль независимой оценки квалификации в обеспечении строительной отрасли профессиональными кадрами, а также различные инициативы проекта «Я - строитель Будущего», реализуемого под руководством ответственного секретаря Общественного совета при Минстрое России, помощника Министра строительства и ЖКХ Светланы Кузьменко. Проект направлен на повышение интереса к строительным профессиям среди школьников и студентов, а также на развитие навыков, востребованных в строительной отрасли.

В итоге сложилась обширная и многоплановая картина того, как взаимодействие крупнейшего отраслевого объединения - НОСТРОЙ, учебных заведений и бизнеса позволяет решать самые разные задачи по подготовке профессиональных кадров для строительной отрасли. И есть шанс, что со временем молодых специалистов на стройке существенно прибавится.

Елена Шинкоренко


Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!