Саморегулирование - качественно новая ступень управления отраслью строительства
Регулирование строительной деятельности в России всегда осуществлялось государством – сначала через государственные строительные, проектные и изыскательские организации, затем – с помощью государственного лицензирования.
Новые условия хозяйствования выдвинули и новые требования к регулированию строительной деятельности, и на смену государственному лицензированию в 2009 году пришло саморегулирование, осуществляемое уже не государством, а профессиональным сообществом специалистов, делегировавшим свои полномочия саморегулируемым организациям, руководимым его представителями. Саморегулируемые организации играют важную роль в развитии строительной отрасли, обеспечивая контроль за качеством и безопасностью строительных работ.
Подведем итоги
Прошло пятнадцать лет. Все эти годы мы слышали претензии к системе СРО, призывы к ее реформированию, а то и отмене. Сегодня как раз наступает время очередной реформы саморегулирования в строительстве — этого требуют изменившиеся условия в управлении и бизнесе. Но прежде, чем менять, стоит подвести итоги 15 лет и понять, что реально дает система СРО строительной отрасли.
Во-первых, повысилась роль профессиональных сообществ строителей, проектировщиков и изыскателей. Национальные объединения саморегулируемых организаций не просто представляют интересы своих членов на федеральном уровне, но и доказывают необходимость принятия мер государственной поддержки отрасли в самое горячее и трудное время.
Во-вторых, значительно переработаны в соответствии с требованиями времени нормативные и инструктивные документы, причем как инициаторами, так и разработчиками выступили как раз представители профессиональных сообществ. Это результат тесного сотрудничества Национальных объединений с Минстроем России и другими органами власти. Фактически, профессиональное сообщество в лице Национальных объединений стало партнером власти и старается решать все вопросы и проблемы сообща.
В-третьих, в значительной степени произошло самоочищение профессиональных сообществ от фирм-однодневок, недобросовестных организаций и специалистов. Этому способствуют как законодательные требования к компаниям-членам СРО, так и проверки со стороны СРО деятельности своих членов — то есть профессионалы проверяют профессионалов и могут понять, как реально работает компания. А реформа саморегулирования 2017 года серьезно очистила рынок от фальшивых компаний и СРО.
В-четвертых, ответственность, в том числе финансовую, за деятельность компаний-членов СРО теперь несут сами саморегулируемые организации. Для этих целей и были сформированы компенсационные фонды. В качестве претензии мы иногда слышим, что эти фонды почти не распечатаны — но это означает только то, что компании работают стабильно и качественно. Кроме того, выплаты из компфондов есть, особенно в части капитального ремонта МКД. Так что система финансовой ответственности работает.
Что сделать?
Очевидно, что сегодня перед строительной отраслью встали новые вызовы, и система саморегулирования не может стоять в стороне. НОСТРОЙ и НОПРИЗ берут на себя новые, продиктованные временем, задачи — и это правильно.
Первая среди главных — подготовка кадров. Здесь роль системы СРО и Нацобъединений состоит в эффективном взаимодействии как с учебными заведениями, так и с работодателями. Строительной отрасли нужно большое количество квалифицированных, молодых специалистов — следовательно, нужны новые учебные программы, качественная производственная практика, достойные зарплаты и комфортные условия труда на стройке. Мы видим, что НОСТРОЙ активно занимается всеми этими проблемами, а СРО в регионах участвуют в формировании программ профессионалитета, поддерживают учебные заведения, проводят конкурсы профессионального мастерства.
Вторая задача — эффективное импортозамещение и формирование рынка качественных стройматериалов. Здесь НОСТРОЙ — признанный лидер в создании современных цифровых продуктов: Каталога импортозамещения, Реестра добросовестных производителей, Знака качества, Электронного центра ценообразования. А СРО выступают как связующее звено между строительными компаниями, региональными органами власти и Нацобъединением. И те СРО, которые хотят активно и качественно работать, находят для себя такие возможности на платформе НОСТРОЙ.
В целом, налицо своеобразная «коммуна» — государство в значительной мере избавило себя от груза ответственности за деятельность строительных, проектных и изыскательских организаций, переложив ответственность на саморегулируемые организации и облегчив нагрузку на свой бюджет. В тех регионах и саморегулируемых организациях, где ответственно и серьезно подходят к своей профессиональной деятельности, это заметно улучшило качество работы всех участников строительного процесса. Хотя есть, конечно, и отдельные саморегулируемые организации, к которым можно предъявить претензии, в том числе серьезные.
Но без «детских болезней» не обходится ни в одной отрасли — это непременный атрибут деятельности, проходящий естественным путем. И если очередная реформа системы СРО назрела, она должна идти с учетом всех наработанных за 15 лет результатов — а их немало.
Левон Маилян,
председатель правления СРО АС «Объединение строителей Южного и Северо-Кавказского округов»,
академик РААСН
Этот материал опубликован в ноябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_11_2024_pc.pdf
Комментарии