Российские дороги не выдерживают нагрузок, миллиарды «вылетают в трубу»
Общественные советы Росавтодора и ФАС провели совместное заседание, на котором обсуждались проблемы дорожного строительства в России. Так, эксперты отметили в качестве ключевой проблемы тот факт, что дороги не выдерживают возрастающих транспортных нагрузок. Во многом это связано с тем, что выбор конструкции дорожной одежды производится по принципу наименьшей стоимости строительства дороги, без учета стоимости ее жизненного цикла. И это ставит вопрос об эффективности расходования тех колоссальных средств, которые выделяются на развитие дорожной инфраструктуры.
Председатель Комитета по дорожному строительству НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Валерий Бодренков отметил, что начиная с 2015 года и по настоящее время действует отраслевой дорожный методический документ (ОДМ) 218.4.023-2015 «Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог», который содержит рекомендации по определению общественной, коммерческой и бюджетной эффективности инвестиций в строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и дорожных сооружений. Кроме того, положения данного документа можно применять при сравнении вариантов проектных решений при проведении соответствующих работ. При этом, по мнению РОСДОРНИИ, в законодательстве Российской Федерации отсутствует методический документ, предназначенный для технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд.
По мнению Валерия Бодренкова, для урегулирования возникшего правового пробела необходимо провести исследование практического опыта технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд, результатом которого станет разработка ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Технико-экономическое сравнение вариантов». Это подтвердило «РОСДОРНИИ» в своем письме в Росавтодор. Но по результатам обсуждения данного предложения «РОСДОРНИИ» заявил о невозможности разработки ГОСТ, так как методика технико-экономического обоснования (ТЭО) не является объектом для разработки государственного стандарта и может рассматриваться только как отраслевой дорожный методический документ (ОДМ). Поскольку ОДМ не является документом стандартизации и имеет рекомендательный характер, он обозначенной проблемы не решает.
Валерий Бодренков предложил рекомендовать Росавтодору:
- включить в план научно-технических исследований на 2026 год разработку ОДМ на технико-экономическое сравнение вариантов дорожных одежд с учетом их жизненного цикла;
- разработать механизм обязательного включения в технические задания на проектирование условий технико-экономического сравнения вариантов конструкций жестких и нежестких дорожных одежд на стадии проектирования (с учетом эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла объекта) и предусматривающий публичное обсуждение с дорожным сообществом;
- обратиться в Минтранс России с предложением издать нормативно-правовой акт, регулирующий обязательное сравнение вариантов конструкций дорожной одежды;
- разработать механизм, обязывающий профильные региональные исполнительные органы власти исполнять требование п.5.4.1. ГОСТ 33100-2023 и использование методических рекомендаций ОДМ 218.4.023-2015.
Напомним, что в 2025 году на строительство и ремонт дорог государство намерено потратить только из федерального бюджета 1,3 трлн рублей. А до 2030 года на «дорожную часть» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» заложены инвестиции в объеме 9 трлн рублей. Только на строительство и модернизацию новых федеральных дорог будет потрачено 1,4 трлн рублей. В условиях максимально дешевого выбора материалов и технологий дороги России грозят превратиться в вечный ремонт. Эксперты отмечают, что с 2021 года существенно снизилась джоля федеральных дорог, находящихся в нормативном (отремонтированном) состоянии. И если в 2020 году этот показатель составлял 85,1%, то в 2024 году - уже только 72,9%. При этом деньги предназначенные на ремонт дорог, в текущем бюджете существенно сокращены - распоряжением правительства России №768-р утвержден план «дорожной деятельности» до 2030 года. Как следует из документа, общий объем финансирования капитального ремонта, ремонта и содержания федеральных автодорог составит 2,48 трлн руб., однако по действующим нормативам дорожникам не хватает еще 1,7 трлн руб. Это означает, что федеральная дорожная сеть в части ремонта и содержания будет профинансирована только на 58% .
Эту же тенденцию отметила и генеральный директор НАИК Мария Ярмальчук в своем комментарии газете «Коммерсант»: по ее словам, «сейчас в отрасли идет снижение контактации на более чем 50%».
Фото: Минтранс Бурятии
Комментарии