DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Расширяя международные связи, укрепляем лифтовую отрасль

Расширяя международные связи, укрепляем лифтовую отрасль
Российская лифтовая отрасль сегодня представляет собой довольно сложную систему экономических, производственных и финансовых проблем, напрямую связанных с безопасным использованием вертикального транспорта. В условиях санкций, от которых страдает в немалой степени лифтостроение и эксплуатация лифтов, отраслевое сообщество стремится найти пути стабилизации отечественного рынка и обеспечения дальнейшего развития лифтового комплекса в целом. Не последнее место в перспективе решения этих задач занимают вопросы международного сотрудничества - особенно в таких сложных вопросах, как производства скоростных лифтов, качественных и надежных приводов для подъемных механизмов (современных лебёдок), электроники и иных специфических комплектующих современных подъемников.

Экспертное сообщество, объединенное под эгидой Национального Лифтового Союза (НЛС), активно участвуя в решении многих актуальных вопросов, большое внимание уделяет созданию и укреплению экономических связей с зарубежными коллегами. Активная работа в этом направлении ведется с лифтовыми ассоциациями Казахстана, Киргизии, Китая, Кореи и других стран. Уместно вспомнить, что до печальных санкционных событий россияне имели тесные деловые отношения с Европейской ассоциацией производителей лифтов (ELA) и Европейской Лифтовой Ассоциация производителей компонентов (ELCA). Ещё в 2011 году НЛС был принят в качестве наблюдателя в ELA и как полноправный член в ELCA. Делегации представителей российских организаций были постоянными участниками крупных европейских лифтовых выставок в Англии, Германии, Польше, Италии, Турции, Индии и многих других странах. Деловое общение приносило огромную пользу, поскольку статус и опыт зарубежных партнеров позволял решать многие организационные моменты в лифтовом комплексе России. Сегодня постигать, а тем более участвовать в расширении обмена опытом с иностранными компаниями достаточно сложно. Тем не менее лифтовики стараются искать новые пути международного сотрудничества на благо совершенствования отечественной лифтовой индустрии.

В Китае есть всё, но покупать нужно выборочно

Плодотворную деятельность в этом направлении демонстрирует инициативный, профессиональный инженер, возглавляющий крупную экспертную компанию ООО «Контроль лифтовых систем» (ООО «КЛС»), Алексей Лыков. Объединив вокруг себя широкий пул деятельных, неравнодушных молодых специалистов, руководителей лифтовых организаций различного направления, Алексей Лыков в течение нескольких лет организует зарубежные поездки российских лифтовиков. В их активе посещение лифтостроительных заводов, выставок и различных мероприятий в ОАЭ (г. Дубай), в Китае (г. Шанхай), в Индии (г. Дели), в Италии (г. Милан), Турции (г. Стамбул) и странах постсоветского пространства.

- Последняя наша поездка в Китай состоялась в декабре прошлого года, - делится впечатлениями Алексей Лыков. - В нашу группу вошли пять профессиональных лифтовиков, руководителей лифтовых предприятий: Андрей Воронин, генеральный директор СРО «Русьэкспертлифт» (СРО «РЭЛ»), Андрей Колесник, генеральный директор ООО «КомбоЧип», Дмитрий Остапчук, главный инженер Многофункционального комплекса «Город Столиц» и Московского международного Делового центра «Москва-Сити» и Антон Петьков, заместитель директора ООО «Интерол», официальный представитель премиального завода по лифтам для частного сегмента (коттеджи, виллы, особняки).

За неделю пребывания в Китае мы посетили 5 крупных предприятий по производству лифтового оборудования. Это завод Franz Home Lift по производству лифтов для частных домов (коттеджные лифты), входящий в группу лучших мировых производителей малоэтажных подъемников. С этим предприятием тесно сотрудничают застройщики малоэтажных коттеджных поселков из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тулы и других регионов России. Следующий завод Hangzhou Saisheng Technology Co., Ltd. - мировой производитель компьютерных программ управления в лифтовой сфере. Продукция этого предприятия пользуется спросом в Европе, Северной и Южной Америках, странах Востока, Азии. Для нас это была очень важная встреча, поскольку самое узкое место в нашей промышленности - именно электроника в сфере управления лифтами.

Познавательной и продуктивной была встреча со специалистами крупного лифтостроительного завод MAURER Technology Co., Ltd - дочерней компании немецкого концерна MAURER Technology, интегратором и поставщиком многочисленных технических решений для ресурсов умного дома, чья продуктовая линейка включает различные виды пассажирских, грузовых, автомобильных, больничных и панорамных лифтов, эскалаторов, траволаторов, а также различных компонентов лифтов и огромное количество запасных частей.

Крайне интересным для нашей группы было посещение и общение с инженерами китайского завода «Gustav Wolf Steel Rope» (дочкой известной немецкой компании «Gustav Wolf»), производителем и поставщиком на российский рынок лифтовых канатов. Продукция этого завода вот уже много лет успешно применяется в комплектации российских лифтов и заслуженно пользуется профессиональным авторитетом. Китайские инженеры подробно рассказали о том, как отличить оригинальную продукцию этого завода от множества подделок, наводняющих российский рынок тяговых канатов. Особенно важной была исчерпывающая консультация для Дмитрия Остапчука, главного инженера МФК «Город Столиц» и Московского международного Делового центра «Москва-Сити», поскольку именно в этих небоскребах используются канаты этого производителя. Массу полезных советов и рекомендаций получили наши спецы на заводе Zhenyuan Electric Co., Ltd. Это один из ведущих заводов Поднебесной по производству комплектующих для лифтов, среди которых дверные контактные выключатели, дверные замки, кнопки и фотоэлектрические переключатели.

Подчеркнем, что все увиденное и услышанное в подобных поездках Алексей Лыков выкладывает в свободный доступ в социальных сетях, на YouTube и RuTube, рассказывая в видеороликах об интересных, познавательных моментах общения со специалистами. Колоссальный рывок китайских производителей вполне очевиден и объясним. По словам экспертов, мы отстали от них в области производства и технологии больше чем на 20 лет. Безусловно, санкционная политика и уход с российского рынка ведущих европейских лифтостроителей внесли свои коррективы в развитие отечественной вертикальной отрасли. Вместо приобретения импортных лифтов лифтовики стали задумываться о более сложных вопросах, например, как наладить свое производство. А для этого нужно развивать сотрудничество с теми, кто выше по рангу и профессионализму. В нашем случае, как утверждают российские эксперты, это качественное производство лифтов в Китае.

- Мы получаем много положительных откликов и благодарностей от заинтересованных коллег, - продолжает А. Лыков. - Ведь не у всех есть возможность выехать в Китай, вот мы и помогаем получить компетентную информацию из первых рук. В этом плане хотелось бы заострить внимание представителей наших профильных министерств - Минпромторга, Минстроя России, депутатов всех уровней. От их активной заинтересованности в развитии производственных процессов зависит очень много. Нам, работающим на этом поле «внизу», крайне нужна законодательная, практическая и финансовая поддержка. Пусть даже в оплате вот таких поездок. Но в них должны участвовать не чиновники, а профессионалы, те, кто непосредственно занят вопросами производства.

НАША СПРАВКА:

Благодаря внедрению новых технологий, лифтовая промышленность Китая менее чем за 30 лет превратилась в крупнейшего мирового производителя вертикального транспорта. В настоящее время в стране насчитывается более 600 заводов по производству лифтового оборудования (в России - нормально действующих чуть более 20). Более 15000 компаний по монтажу и техническому обслуживанию (у нас - еле-еле дотягиваем до тысячи). И более 11 миллионов лифтов в эксплуатации, против немногим более полумиллиона российских подъёмников.

С китайцами работать трудно, но крайне важно и весьма полезно…

- Я с удовольствием и с огромной пользой принял участие в поездке, - делится впечатлениями о вояже гендиректор СРО «РЭЛ» Андрей Воронин, признанный эксперт в российском лифтовом сообществе. - Основная цель данной поездки для меня состояла в том, чтобы узнать, какие нормативные документы определяют производство лифтового оборудования в этой стране, его монтаж, эксплуатацию и сертификацию. Стояла задача узнать, как в Китае проводится испытание лифтов, их сертификация, как организуется периодическое техническое освидетельствование. Интересовал такой вопрос как срок службы лифта в процессе жизненного цикла. У нас этот срок - 25 лет. В Китае он варьируется от 10 до 15 лет. Как выяснилось, в Китае нет законодательного определения срока службы лифта. На чем это основано, разобраться довольно сложно. И прежде всего, это связано с тем, что китайские нормативные документы довольно сложны для перевода, а у нас нет профессиональных технических переводчиков. И из-за этого нормативные документы из-под «пера» интернетного переводчика очень сложны для восприятия.

И тем не менее я доволен поездкой и открыл для себя массу новой информации - в частности, об испытательных башнях (вышках). В нашей стране нет законной обязанности каждому лифтостроительному заводу иметь испытательную башню. Да и самих этих башен в России немного, разве что у крупных заводов, да и то не у всех. А в Китае они есть при каждом заводе. По словам китайских коллег, только в шанхайском мегаполисе (около 25 млн жителей) таких вышек больше сотни. Причем высота некоторых достигает 280 метров - это порядка 90 этажей (самая высокая испытательная башня для лифтов в России - 89.4 метра, запущена на территории Серпуховского завода - Ред.). Испытывают на них лифты грузоподъемностью до 15 тонн.

Вообще, если говорить об испытаниях, то на китайских заводах поражает большое количество различного рода испытательных стендов. Это испытательные стенды для дверных и прочих контактов, для проверки качества стеклянных кабин, стеклянных лифтовых шахт и многого другого. Все это способствует обеспечению высочайшего качества выпускаемой продукции. И вот тут остается только пожелать тем, кто закупает или планирует закупать китайское оборудование, обращать внимание на производителя - не пользоваться услугами сомнительных предприятий, предлагающих дешевый товар, а приобретать надежный, пусть дорогой, но качественный и, соответственно, безопасный при эксплуатации лифт.

НЛС расширяет зону влияния

Не менее полезной была январская поездка исполнительного директора НЛС, генерального директора Ассоциации «Российское лифтовое объединение» (РЛО) Петра Харламова в Ташкент с целью установления контактов сотрудничества с лифтовиками Узбекистана. По словам Петра Геннадиевича, в активе НЛС сегодня немало связей со странами - членами Таможенного союза. Восполнить пробел с Республикой Узбекистан было главной задачей среднеазиатского вояжа.

Как рассказал Петр Харламов, во встречах с узбекскими лифтовиками россияне выступали скорее в роли наставников, имея за плечами опыт консолидации лифтовых предприятий. Надо подчеркнуть, что обстановка в лифтовом комплексе Узбекистана довольно сложная. До сих пор у них не было органа, осуществляющего координацию лифтового сообщества. Только накануне приезда россиян в Минюст были поданы документы на регистрацию Ассоциации лифтовиков Узбекистана. Насколько она будет деятельна и полезна, говорить рано, но стремления узбекских коллег весьма серьезны и перспективны. Разумеется, российские лифтовики поделились с ними теми наработками, которые есть в нашем активе.

В свою очередь узбекские коллеги рассказали, с какими трудностями им приходится сталкиваться, и как они решают сложные моменты. Один из них - отсутствие в республике отечественных лифтостроительных предприятий. Все мы помним, что при СССР в Узбекистане с 1967 года поставлял лифты на весь Союз Самаркандский лифтостроительный завод (СЛЗ). Кстати, в начале его производственного пути в качестве главного инженера здесь долгое время работал Макс Ваксман, наш легендарный лифтостроитель. В настоящее время, по словам собеседников, СЛЗ не выполняет своих задач по производству. В целом узбекское лифтостроение, по данным бизнес-портала «Top.uz», насчитывает более 40 предприятий, но это исключительно заводы, которые ведут сборочное производство совместно с корейскими, турецкими и китайскими компаниями.

Как рассказал в ходе встречи Захид Гуламов, основатель и руководитель компании «Liftees» (Официальный дистрибьютер компании «ОТИС»), именно по инициативе и на базе этой организации идет формирование будущей Ассоциации лифтовиков Узбекистана. В перспективе её деятельности - созидательная работа по усовершенствованию системы взаимодействия лифтовых предприятий республики. Именно в этом вопросе узбекские лифтовики крайне заинтересованы в сотрудничестве и изучении опыта Ассоциации РЛО и НЛС.

- Вот те проблемы, которые мы обсуждали с нашими коллегами, - подвел итог Петр Харламов. - Разумеется, было много тонких вопросов касательно эксплуатации лифтового оборудования и кадрового потенциала. Наши положительные наработки в области законотворчества и нормативных документов, разработки и принятия ГОСТов очень были интересны собеседникам, в том числе и наш солидный опыт в системе независимой оценки квалификации. Мы пригласили узбекских коллег принять участие в XV Всероссийском съезде работников лифтового комплекса, который пройдет в марте этого года в Москве, и в Международной выставке лифтов и подъемного оборудования «Russian Elevator Week - 2025».

Константин Голин

Этот материал опубликован в январско-февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2025_god_2025_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!