Производство цемента в России падает, а на Махачкалу наступает Иран
Как отражается на производстве цемента падение объемов строительства жилья, сокращение финансирования строительства дорог, а также импорт иностранного цемента? Судя по всему, российские цементники продолжают терять свои позиции.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» представил Цементное обозрение за март 2025 года, в котором отражаются настораживающие тенденции цементного рынка.
По факту февраля 2025 года объем производства цемента в России сократился на 8.6 % к февралю 2024 года и составил 3.3 млн тонн. Потребление в феврале 2025 года достигло 3.3 млн тонн или падение составило 13.1 % к февралю 2024 года.
В январе-феврале 2025 года объем производства цемента сократился на 3.8 % к январю-февралю 2024 года и составил 6.0 млн тонн. Потребление в январе-феврале 2025 года достигло 6.0 млн тонн объем или упало на 6.8 % к январю-февралю 2024 года.
По оценке марта 2025 года объем потребления снизился на 4.8% к марту 2024 г., хотя к февралю 2025 г. сезонный рост составил 47.4 % В оценке января-марта 2025 года объем потребления сократился на 5.9 % к январю-марту 2024 года и составил и 10.8 млн тонн.
Объем перевозок ж/д транспортом по итогам марта 2025 г. составил 1 893.7 тыс. тонн, что ниже показателя марта 2024 г. на 11.4 % и показателя февраля 2025 г. на 43.5 %.
По оценке января-марта 2025 года импорт цемента в Россию снизился на 1.7 %. (10.5 тыс. тонн) по сравнению с январем-мартом 2024 года и составил 608.8 тыс. тонн.
Экспорт цемента за рассматриваемый период вырос на 20.6 % (40.2 тыс. тонн) по сравнению с январем-мартом 2024 года и составил 235.2 тыс. тонн. Качественный российский цемент востребован на внутреннем рынке и за рубежом. При этом потенциал для экспорта значительно больше, и текущий курс даст российским производителям ценовую конкурентоспособность на иностранных рынках после снятия санкций.
НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» отмечает, что в среднесрочном прогнозе ожидается снижение темпов в строительной отрасли в 2025 г., а цементная отрасль будет соответствовать этим трендам.
Иран наступает?
При видимом сокращении производства и потребления российского цемента наблюдается активизация наращивания поставок иранского цемента через Махачкалинский порт. Как сообщает МК Дагестан, в Махачкале прошли переговоры с холдингом Shasta, контролирующим треть производства цемента в Иране. «В настоящее время через причалы Махачкалинского порта ежемесячно проходит в среднем 40 тысяч тонн цемента. В ходе переговоров стороны достигли договоренности о наращивании объемов поставок. Благодаря недавно приобретенному современному перегрузочному оборудованию порт получил техническую возможность значительно увеличить перевалку иранского цемента», - указывается в статье.
Напомним, что цемент из Ирана поступает с неподтвержденным качеством, поскольку не проходит процедуру снртификации на таможне согласно российскому законодательству - иранцы предлагают верить документам, выданным иранскими же лабораториями. А чиновники Минпромторга объясняют невозможность установления жестких правил в части поставок иранского цемента общим торговым соглашением с Персией о свободной торговле (подробнее читайте в статье «Шок и импорт на рынке цемента» https://ancb.ru/publication/read/19106 )
При этом, как подчеркивают эксперты, Дагестан обладает всем необходимым для создания собственного современного цементного производства: сырьевой базой, инфраструктурой и высоким спросом - здесь и в соседних республиках Северного Кавказа активно растет строительство жилья и дорог. Фактически, Северный Кавказ лишается шанса на промышленное развитие, а действующие предприятия в соседних регионах оказываются угрозой банкротства.
Напомним, что со стороны Казахстана и Узбекистана на российский рынок наступает китайский цемент, и это уже реальная угроза российским цементникам: ежегодный выпуск цемента в Китае составляет 2 млрд 300 млн тонн - почти в 40 раз больше, чем в России. Китай способен легко поставить на российский рынок более 17 млн тонн цемента - 25% от всего российского рынка. И, похоже, эту экспансию сдерживают только пропускные способности таможенных терминалов на российско-китайской границе.
Комментарии