Лифтовой саммит - площадка идей для лифтового сообщества
Саммит собрал компетентных заинтересованных представителей органов власти, бизнеса, общественных объединений и образовательной сферы. В качестве экспертов и ведущих панельных сессий в саммите участвовали специалисты Национального Лифтового Союза (НЛС) и Российского лифтового объединения (РЛО).
На пленарном заседании выступили представители Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению, Федеральной антимонопольной службы, Ростехнадзора, ФАУ «РоскапСтрой» и некоторых ВУЗов.
Основное обсуждение затронутых вопросов Саммита касалось тем, связанных с ходом реализации мероприятий «дорожной карты» по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации и проектом изменения Жилищного кодекса РФ с целью повышения требований к специализированным организациям, оказывающим услуги по техническому обслуживанию лифтов, изменения методики расчета стоимости услуг по техобслуживанию, стандартизации лифтовых шахт и др.
Председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов в приветствии к участникам саммита заявил, что сейчас лифтовая отрасль - это больше бизнес для бизнеса. Но лифты - это все-таки для людей и про людей. Поэтому надо находить решения, чтобы не стыдно было в будущем посмотреть друг другу в глаза.
Достаточно важные вопросы в своем выступлении на пленарном заседании осветил Сергей Колунов, заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Он, в частности, высказал свое мнение о том, что техническим обслуживанием лифтов должны заниматься исключительно профессионалы, объединенные в специализированные лифтовые организации (СЛО). Законопроект о статусе таких СЛО уже находится на рассмотрении Комитета. Он позволит установить чёткие критерии, которым должны соответствовать обслуживающие компании, утвердить типовую форму договора между УК или ТСЖ с одной стороны и обслуживающими лифт организациями с другой и создать реестр организаций, соответствующих критериям и имеющих допуск к обслуживанию лифтов в МКД.
Так же Сергей Колунов подчеркнул необходимо отслеживать весь цикл жизни лифта с момента создания и до его утилизации. А для этого важно активно развивать в отрасли цифровизацию и диспетчеризацию. Здесь важно создать единую федеральную систему диспетчеризации, которая в режиме реального времени позволит отслеживать состояние лифтового оборудования, возможные неисправности, и будет предотвращать аварийные ситуации. Более того, с помощью цифровизации, мы наконец-то сможем точно подсчитать количество действующих лифтов в стране.
Довольно сложный, но крайне важный вопрос унификации лифтовых шахт при проектировании МКД также был озвучен и прокомментирован депутатом. По его мнению, сегодня лифтовые шахты характеризуются отсутствием стандартов, что приводит к затягиванию сроков монтажа лифтов, дополнительным расходам и другим проблемам при замене лифтового оборудования. Надо отметить, что этот вопрос ранее обсуждался на Экспертном совете Минстроя и нашел поддержку в среде экспертов лифтовой отрасли.
Интересное предложение в ходе обсуждения лифтовых тем внесла Светлана Разворотнева, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Она коснулась вопроса деятельности управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК в рамках управления многоквартирными домами. Дело в том, что в последние десятилетия лифтовые организации предъявляют веские претензии в адрес этих организаций по недостаточной оплате их услуг по обслуживанию и ремонту лифтов. Жильцы исправно платят за содержание лифтов, но эти средства в полном объеме не доходят до лифтовиков. На этой почве возникают серьезные проблемы с отсутствием средств для качественного выполнения своих обязанностей, в следствие чего снижается безопасность эксплуатации лифтов, появляются причины возникновения аварийных ситуаций. По данным заинтересованных структур лифтового комплекса, суммы долга «управляшек» перед лифтовиками систематически достигают десятков миллионов рублей. Известно, что Национальный лифтовой союз (НЛС) неоднократно поднимал данный вопрос на различных уровнях власти, но до сих пор не добился его реализации. Вот почему предложение депутата о возможности перехода россиян на прямые договоры со СЛО на обслуживание лифтового оборудования, было положительно встречено экспертами. Многие согласились с ней, что это позволит россиянам быть уверенными в своей безопасности и избежать проблем из-за недобросовестных сотрудников УК.
- Сегодня собственники жилья часто жалуются на неработающие лифты при уплаченных взносах. Это происходит из-за того, что не все деньги доходят до обслуживающей компании, поскольку УК направляет средства на другие нужды, - отмечает Светлана Разворотнева.
Если такая инициатива вступит в силу, то прямые договоры будут заключаться по решению общего собрания собственников жилья, а граждане смогут самостоятельно отдать предпочтение той или иной обслуживающей компании, оплачивая ее услуги напрямую без вмешательства УК.
Саммит ставит вопросы, на которые отвечать будут НКО
- В целом позитивно оценивая концепцию и итоги мероприятия, нельзя не заметить, что Лифтовой саммит, хотя и имеет амбициозные задачи, не предназначен для замены функций действующих некоммерческих организаций в лифтовой отрасли, таких как профессиональные ассоциации или союзы, - так прокомментировал итоги мероприятия Виктор Тишин, президент НЛС. - Его задачи и формат дополняют деятельность НКО, но не подменяют их. В доказательство этому можно привести несколько соображений. Саммит - разовое событие, направленное на обсуждение стратегических вопросов, обмен опытом и представление новых инициатив. В то время как НКО ведут постоянную работу по решению отраслевых проблем, защите интересов своих участников и развитию отраслевых стандартов качества. Саммит скорее создает площадку для взаимодействия представителей власти, бизнеса и экспертного сообщества. НКО же играют роль долгосрочного посредника, который обеспечивает системное представление интересов своих участников и постоянную их координацию. Саммит ориентирован на обсуждение широкого круга стратегических вопросов: реализация «дорожной карты», развитие конкуренции, инновации и т.д. НКО, напротив, работают с конкретными задачами, такими как обучение специалистов, регулирование локальных вопросов и защита прав участников отрасли.
Решения, выработанные на Саммите, потребуют внедрения, контроля и адаптации. Именно НКО чаще всего берут на себя ответственность за реализацию и сопровождение таких инициатив в долгосрочной перспективе.
Саммит может и должен стать катализатором для усиления роли НКО, например, через привлечение новых участников, выработку новых стандартов или укрепление взаимодействия с государственными органами.
Можно согласиться с мнением президента НЛС, можно даже попытаться его оспорить. Но все же, главный итог проведения Саммита таков, что мы видим значительно возросшее внимание общественности, властных, законодательных структур к проблемам лифтового комплекса страны, неподдельный интерес и желание навести порядок в сфере вертикального транспорта, с целью обеспечения безопасного пользования подъемными механизмами.
Константин Голин
Комментарии