DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Кризис в индустрии железобетона набирает обороты

Кризис в индустрии железобетона набирает обороты
Падение производства, старение основных фондов, кадровый голод и зыбкие перспективы спроса — российская индустрия железобетона испытывает серьезный стресс. Эксперты предупреждают: без срочных мер спасения не обойтись. И при этом никто поставленных планов по строительству жилья и инфраструктуры отменять не собирается.

Основа любого гражданского и инфраструктурного строительства - это железобетонные изделия и конструкции. Однако «железобетонная» отрасль оказалась под тем же ударом, что и остальные направления строительной индустрии - потребление со стороны строительных компаний сокращается, а с ним и экономические показатели компаний. Об этом довольно много и грустно говорили участники круглого стола, прошедшего в рамках конференции «Российский строительный комплекс».

Ключевой докладчик - руководитель НИИЖБ и глава Ассоциации «Железобетон» Дмитрий Кузеванов представил картину, далекую от благополучия. Отрасль, казалось бы, незыблемо стоящая в основании всей строительной индустрии, столкнулась с множеством проблем, требующих экстренного вмешательства. Первый интересный факт - даже точная численность предприятий, работающих с бетоном и ЖБИ, остается загадкой. По приблизительным данным Ассоциации, это около 5000 производителей товарного бетона и 2000 - сборного железобетона. Однако реальное количество крупных, значимых игроков на рынке сборного ЖБИ составляет всего 100-150 предприятий.

Не радует и ситуация с инновациями. Хотя новые разработки, безусловно, есть - от модульного строительства до новых типов соединений, их внедрение в практику происходит крайне медленно. Налицо отсутствие системного подхода и эффективной координации между наукой, производством и государством.

В 2022 году, когда перед отраслью встала задача импортозамещения, выявились «неожиданные» уязвимости. Основные компоненты бетона удалось найти в родном Отечестве, а вот малое оборудование, оснастка и контрольно-измерительные приборы иностранного производства стали довольно серьезной проблемой для импортозамещения.

Исследуя ситуацию с оборудованием дальше, производители выяснили, что большая его часть на заводах импортная и была установлена в 2012-2014 годах, а значит, уже в текущем 2025 году у многих предприятий проявляется потребность в необходимости дорогостоящей замены или ремонта. Готовы ли они к этому финансово? Вопрос риторический, учитывая общую экономическую ситуацию.

Стоит отметить и падение производства, зафиксированное за последние девять месяцев: объемы производства железобетона сократились на 16,7% по сравнению с прошлым годом.

В этом контексте интересно мнение коллег из цементной отрасли. Они также пристально следят за макроэкономикой, и их прогнозы далеки от оптимизма. По их расчетам, объем потребления цемента к 2026 году будет на уровне 2018 года. А заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о возможном снижении объемов жилищного строительства на треть к 2027 году и вовсе заставляет пересматривать все прогнозы в худшую сторону, и по расчетам цементников потребление цемента может упасть до уровня 2016 года.

Региональный разрез также добавляет нюансов. Например, в Северо-Западном регионе падение производства сборного железобетона было относительно небольшим - всего 5%, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 16%. При этом в Северо-Западном регионе сильнее упало производство товарного бетона - на 15% против 9% в среднем по стране.

Единственный луч света - инфраструктурное строительство. Объемы производства железобетонных изделий для мостов, дорог и железных дорог растут. Но этот рост, увы, не компенсирует общую негативную тенденцию.

Так что же делать? Эксперты сходятся во мнении, что необходима перестройка подходов к развитию отрасли. В условиях падающего рынка нужно делать ставку на модернизацию производства, оптимизацию затрат и поиск эффективных мер государственной поддержки. Не менее важно наладить координацию между наукой, производством и государством, стимулировать внедрение новых технологий, бороться за повышение качества продукции и снижать зависимость от импорта. И, конечно, создать эффективную площадку для обмена информацией и анализа рынка.

Отдельная, крайне болезненная проблема - кадровый голод. Квалифицированных специалистов катастрофически не хватает. В этой ситуации, по словам экспертов, искусственный интеллект и системы поддержки принятия решений становятся не просто модным трендом, а вынужденной мерой, позволяющей хоть как-то компенсировать снижение уровня компетенций.

Подводя итог, эксперты бьют в набат: индустрия железобетона нуждается в срочной реанимации. Падение производства, устаревшие основные фонды, дефицит кадров, зависимость от импорта - все эти проблемы угрожают устойчивости целой отрасли. Сможет ли она выжить и адаптироваться к новым условиям? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько быстро и эффективно будут приняты необходимые меры.

Крупнопанельное домостроение: между любовью и реальностью

Выступление президента НОСТРОЙ Антона Глушкова на круглом столе было посвящено проблемам и перспективам крупнопанельного домостроения (КПД) в России, которое также базируется на производстве железобетонных изделий. Начав с признания своей любви к этой технологии, он сразу обозначил ключевые вопросы, требующие обсуждения.

Вопрос "быть или не быть" КПД, по мнению президента НОСТРОЙ, уже не стоит. Речь идет о другом - о балансе места, времени и экономической целесообразности. Наследие советской эпохи с ее институтами типового проектирования и Госпланом оставило свой отпечаток: около 80% многоквартирного жилого фонда в России построено с использованием технологии крупнопанельного домостроения. И, несмотря на все недостатки, именно эта технология обеспечила наиболее успешные жилищные реформы в истории страны, благодаря своей индустриализации и массовости.

Однако КПД - это не только технология, но и в первую очередь завод. И при размещении или реконструкции заводов КПД необходимо учитывать целый ряд факторов. Одним из ключевых является емкость производства и радиус доступности как сбыта, так и поставки инертных материалов и цемента. Стремление к экономии за счет увеличения дальности транспортировки готовых изделий может свести на нет все преимущества сборного железобетона. Практика показывает, что оптимальный радиус составляет 300-350 километров, а минимальная экономически целесообразная емкость завода - 100 тысяч квадратных метров в год.

Следующим важным моментом, на который стоит обратить внимание, является неоднородность КПД. По оценкам эксперта, лишь около 20% предприятий используют современные технологии и оборудование (в основном китайского производства), соответствующие индустриальным допускам. Оставшиеся 80% по-прежнему работают на устаревшем оборудовании, что сказывается на геометрии, эстетике и теплотехнических характеристиках зданий. Помимо этого, крупная часть постсоветских заводов использует оборудование, которое в свое время посчастливилось вывезти с территории Германии. В этой связи для развития КПД необходима масштабная программа разработки новых индустриальных серий, чтобы избежать "изобретения велосипеда" каждым производителем.

Не менее важной проблемой является зависимость от импорта оборудования. На сегодняшний день, по словам президента НОСТРОЙ, лишь бетоносмесительные узлы в каком-то объеме производятся в России. Все остальное, включая автоматику и паллетное оборудование, поставляется из Китая. И без развития собственного производства или хотя бы освоения технологий обслуживания и копирования импортного оборудования дальнейшее развитие КПД невозможно.

В заключение своего выступления Антон Глушков коснулся вопросов технического регулирования. Он отметил, что до сих пор не удалось подписать Технический регламент ЕАЭС о безопасности строительных материалов из-за позиции Казахстана. В этой связи необходимо объединить усилия России, Беларуси и Армении для разработки такого регламента и начать обмен типовой проектной документацией в отношении индустриального строительства.

По мнению президента НОСТРОЙ, необходимо формировать цивилизованный рынок КПД путем разработки современных типовых проектов. Надеяться исключительно на государство в этом вопросе не приходится, поэтому необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон.

В целом Антон Глушков обозначил ключевые проблемы и перспективы развития крупнопанельного домостроения в России. Для успешного развития этой отрасли необходимо учитывать целый ряд факторов: экономическую целесообразность, технологическое обновление, развитие собственного производства оборудования и унификацию технических требований. Только в этом случае КПД сможет раскрыть свой потенциал и внести достойный вклад в решение жилищного вопроса в стране.

Роман Поршнев

Фото: https://www.mos.ru, https://krasnodar.stroyportal.ru

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!