DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Город Будущего: чистота, уют и безопасность под управлением ИИ

Город Будущего: чистота, уют и безопасность под управлением ИИ

Какое оно – будущее наших городов? Заглянуть в него постарались участники Форума, и оказалось, что искусственный интеллект им не правит, а помогает.

В Москве прошел форум «Облачные города. Форум о будущем городов БРИКС». Участие в нем приняли сити-менеджеры, предприниматели, урбанисты, ученые и футурологи более чем из 30 стран — они обсуждали будущее мегаполисов и развитие технологий, в том числе вопросы роботизации городской среды и автоматизации ключевых процессов городской жизни. Но центром обсуждения стала Москва — прогрессивный, технологичный и развитый город. Настоящий город будущего.

Сегодня из «каждого утюга» слышно про искусственный интеллект и сверхтехнологии, которые позволят человечеству выйти на новый уровень развития. Однако не всегда нужно ставить ИИ во главу угла — по мнению директора по цифровым регионам ЦФО «Ростелеком» Павла Шиляева, идеальная формула создания правильного и нужного городского сервиса — это совокупность инфраструктуры, данных и клиентского опыта. Только так может появиться на свет суперсервис, обеспечивающий чистый, безопасный город и сопутствующие услуги. По его словам, необходимо в первую очередь чуть отодвинуть ИИ и подумать о «естественном интеллекте», а для этого нужны умные люди и правильные цели. Иными словами, главным должен быть человек, а технологии — лишь помощник в достижении поставленных задач.

ИИ и технологии в Москве

Как уточнил лауреат Нобелевской премии мира, почетный председатель Форума Рае Квон Чунг, благодаря искусственному интеллекту городское управление становится более совершенным. Так, например, в Москве есть цифровая платформа с использованием ИИ — этот инструмент делает городское управление эффективным.

Руководитель Проектного офиса Главного контрольного управления Москвы Николай Барков рассказал, что большие данные и технологии ИИ сегодня применяются в Москве для повышения качества управления городом. В частности, за последние 10 лет функция контроля в столице эволюционировала в риск-ориентированный подход, профилактику и предотвращение рисков нарушений. ИИ и выстраивание единой модели городских данных стали ключевыми элементами в рамках концепции «умного» контроля.

Так, за 10 лет бюджет столицы вырос почти в 3 раза — до 4,8 трлн руб., а, значит, увеличился и объем работы городских организаций, за эффективностью которой необходимо осуществлять контроль. Нагрузка на ревизоров увеличилась более чем в 6,5 раз. Сегодня Главконтроль опирается в работе на большие данные, автоматизацию процессов и инструменты машинного анализа информации. В системе все направления взаимосвязаны и оцифрованы, и на каждый рубль, потраченный на «цифру», город возвращает 3.

Искусственный интеллект используется при обработке больших данных и видеоаналитике в различных сферах городского управления: экономика, экология, городское хозяйство, строительство, транспорт, при генеративном моделировании в строительстве и в роботизированных комплексах, а также для контроля за отходами.

Системы искусственного интеллекта и другие современные технологии внедряются в городские сферы для повышения качества жизни москвичей, подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. В результате на примере Москвы можно посмотреть воочию, как технологии меняют жизнь и помогают развивать город.

К примеру, пассажирскими сервисами огромной системы управляет интеллектуальная транспортная система Москвы, основанная, в том числе и на искусственном интеллекте — по версии международных специалистов, пассажирский транспорт и сервис Москвы — одни из лучших в мире.

Как рассказал мэр Москвы, знания о людях и цифровизация всех материальных активов города — инженерной инфраструктуры, дорог, домов, облика, рельефа, — совмещаясь, создают «цифровой двойник» города, который позволяет знать, что происходит сегодня, планировать, что будет завтра, управлять процессами для того, чтобы город с каждым годом был комфортнее для жителей.

Директор центра решений искусственного интеллекта Sitronics Group Виктор Конокотин рассказал о востребованных продуктах и актуальных кейсах компании. В фокусе внимания — решения на основе видеоаналитики и речевых технологий для управления транспортом. Так, компания интегрирует видеоаналитику для анализа транспортных потоков, определения скорости движения и загруженности определенных участков дорог либо перекрестков, для определения транспортных средств и прогнозирования трафика, регулирования движения, что в конечном итоге улучшает жизнь жителей города.

Кроме того, сегодня компания разрабатывает большие языковые модели. Такие ИИ-системы позволяют снизить нагрузку на операторов, упростить получение информации пользователям. Они обрабатывают огромные массивы информации, вычленяют из них определенные сущности.

О том, что в Москве одна из самых совершенных систем метро, заявил американский экономист, директор Центра устойчивого развития Колумбийского университета (Нью-Йорк) Джеффри Сакс, призвав создать аналоги московского метро в крупных городах США.

Он подчеркнул, что сейчас для устойчивого развития экологии крупные агломерации должны переориентироваться на общественный транспорт, и в этом мегаполисам могут помочь передовые технологии — такие, как беспилотные средства передвижения. Самая важная трансформация заключается в том, чтобы города были независимы от источников питания, а общественный транспорт был беспилотным, но при этом нужно развивать и другие формы цифровых услуг.

Ключевой на Форуме стала тема экологии, и американский экономист подчеркнул, что в мегаполисах должны создаваться условия для удаленной работы. Это может сократить издержки на передвижения как для сотрудников, так и для компаний. Также международные специалисты обратили внимание на значительные усилия Москвы по сохранению окружающей среды и обеспечению комфортной доступности зеленых зон. По ряду показателей российская столица улучшила свои позиции по сравнению с прошлым годом.

Так, представитель ВОЗ в России Батыр Бердыклычев отметил, что Москва прикладывает многочисленные усилия для поддержания экологии и развития зеленой инфраструктуры в городе. Это, прежде всего, частичный переход общественного транспорта на электрическую энергию, электробусы, развитие зеленой инфраструктуры и мест, которые благоприятствуют ведению здорового образа жизни — велодорожки, места для занятий спортом.

Также спикер отметил внедрение новых технологий для мониторинга качества воздуха и регулирования дорожного движения для обеспечения большей безопасности.

Все это позволило Москве получить Всемирную премию инноваций — в рамках Форума Сергею Собянину вручили награду за вклад во внедрение передовых устойчивых технологий на земле, воде и в воздухе в номинации «Устойчивые города и сообщества», а мэр Бейрута назвал Москву замечательным примером развития города, отметив достижения в области общественного транспорта и оказания цифровых услуг.

Также Москва вошла в тройку лидеров бизнес-столиц БРИКС, уступив лишь Пекину и Абу-Даби: несмотря на геополитическую ситуацию, российская столица последовательно придерживается принципов устойчивого развития.

В то же время, отметил Рае Квон Чунг, многие развивающиеся страны не финансируют в достаточной мере IT и не могут использовать все преимущества технологии ИИ. По его мнению, цифровизация и ИИ могут быть полезными инструментами, но нельзя полагаться только на технологии, нужно больше концентрироваться на изменении своего мировоззрения.

Протянуть руку миру

Москва имеет опыт адаптации к 15 опасным погодным проявлениям, среди которых экстремальные морозы и ураганные дожди. И этот опыт, несомненно, будет полезен странам БРИКС. Как сообщила руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Юлия Урожаева, российская столица готова им поделиться.

Среди опасных метеорологических явлений в столице также встречается сильная жара, ветер, сильные ливни.

Транспортная сфера тоже среди тех направлений, которые интересны для сотрудничества с городами стран БРИКС, потому что транспорт может быть одним из главных источников выбросов в атмосферу. А Москва — один из лидеров по внедрению электротранспорта, причем не только наземного, но и водного.

Эвелина Ларсон

Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке https://ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2024_god_10_2024_pc.pdf

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!