Есть ли ЦИМ в болоте?
Вопрос, который стал заголовком этой колонки, не дает мне покоя со дня поведения очередного BIM-форума в конце 2025 года: вроде бы и цифровизация уже охватила почти половину строительной отрасли, и информационное моделирование упоминается в 70% госконтрактов (вопрос, в скольких реально применяется, пока остается открытым), и что-то там зашевелилось в районе ЕСИМ, и даже цифровая информационная модель (ЦИМ) скоро будет в законе, но реальность говорит о том, что все это - красивый фасад, за которым реальный подрядчик должен делать практически бессмысленные действия, тратя на это деньги, время и фантазию.
Реальный пример: госзказ на проектирование сарая для двух «газелек» в далеком сибирском селе должен по закону включать в себя информационную модель и ЦИМ этого сарая. Кто-нибудь из апологетов ТИМ и ЦИМ может ответить на простой вопрос: ЗАЧЕМ?! Зачем заставлять заказчика и подрядчика тратить средства, которых и так мало, на компьютер, специалиста и программное обеспечение этой бессмысленной затеи? Кому в ГИСОГД непременно нужна модель этого сарая? Какой строитель дядя Вася будет потом строить этот сарай в соответствии с ЦИМ? И как через леса и болота, которые отделяют это село от «большой земли», передавать данные о строительстве держателю информационной модели, если переносчиками информации из данного села могут быть только комары? Потому как ближайший интернет появляется только в районном центре. Может, пора понять, что все «московские» законы, написанные в столице и проэкспертированные столичными же экспертами, потом доходят до такого вот села и превращают всю затею цифровизации для кого-то в фарс, а для кого-то и в уголовное дело за нарушение закона о госзакупках?
Чего стоят отчеты регионов, а потом и Минстроя России о готовности страны к зиме, если аккурат после таких отчетов начинают рваться теплотрассы, и всю зиму лента новостей напоминает сводку потерь с «коммунального фронта»? Гнилые опоры ЛЭП и внезапный снегопад зимой оставили Мурманск и Североморск без света. Гнилые трубы теплотрасс в 30-градусный мороз на недели заморозили несколько городов Иркутской области, включая город золотопромышленников Бодайбо. Добывать золото и не иметь денег на замену труб - ничего не смущает? Наукоград Королев успешно строит космические корабли - и тонет летом в прорывах канализации, а зимой - в снегу и мусоре и авариях на теплосетях, но зато мэр города регулярно и с красивыми картинками отчитывается перед губернатором об очередных достижения «столицы космонавтики». А с высоких трибун обсуждается цифровизация вот этого самого ЖКХ - с его 75% износа, отсутствием квалифицированных сантехников, постоянными авариями и смертельно опасными старыми лифтами. Есть ли ЦИМ в канализации?
Очередной рекорд на рынке жилья не может не радовать всех причастных, особенно тех, кто правильно посчитал введенные квадратные метры. Их даже не смутил тот факт, что в 12 регионах ввод ИЖС в последний месяц 2025 года по сравнению с декабрем 2024 года вдруг вырос на 1000% и 9000%! Это сколько же народа сквозь снег и пургу пробирались по деревням и СНТ Тульской области и Московской областей, чтобы зафиксировать ввод жилья именно в декабре в нереально огромных масштабах?! Но на что не пойдешь ради достоверной статистики, не правда ли? А тот факт, что это опять пересчитали все сараи и недострои, а в МКД 40% новых квартир не распроданы, так это остается за пределами отчетов и реляций. Вот только что будем делать в следующем году, если все дачки закончатся, а новых МКД на стройку выйдет на 20% меньше?
Конечно, в стране должны развиваться новые технологии, должно строиться комфортное жилье - много и разного, лифты должны возить жителей, трубы - греть, дороги - давать безопасный проезд. Но это должно быть не на бумаге и не в отчетах, а в том самом селе, где последний раз больница не ремонтировалась никогда, где связи и магазина нет, а дорога регулярно размывается весной и осенью. Есть ли ЦИМ в болоте - нет ли ЦИМ в болоте, селянам это все равно. Им бы «скорую» дождаться, за которой они опять послали вестовых комаров.
Лариса Поршнева
Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:




Комментарии