Деньги налогоплательщиков на строительство соцобъектов расходуют неэффективно
Счетная палата РФ представила Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ стоимости строительства квадратного метра объектов социальной сферы (школ, больниц, поликлиник, детских садов) в субъектах Российской Федерации, введенных в эксплуатацию в 2019-2024 годах». Цель данного анализа - оценить эффективность использования федеральных и иных ресурсов, направленных на финансирование строительства объектов социальной сферы.
Так, выяснилось, что основные физические параметры введенных в эксплуатацию объектов социальной сферы имеют высокую вариативность. Это свидетельствует об отсутствии единого подхода у заказчиков к выбору параметров проекта и, соответственно, расходованию бюджетных средств, направляемых на создание объектов социальной инфраструктуры.
Кроме того, установлена недостаточная эффективность использования федеральных и иных ресурсов, направленных на финансирование строительства объектов социальной сферы. Так, средние фактические затраты на строительство 1 кв. м объектов социальной сферы с применением типовой проектной документации ниже, чем при строительстве объектов в соответствии с индивидуальной проектной документацией. При этом доля объектов строительства с применением ТПД отмечается низкой.
Использование ТПД (при ее наличии) - это условие предоставления субсидий, включаемое в соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта на софинансирование расходных обязательств субъекта, возникающих при строительстве объектов социальной сферы. При этом в соглашениях о предоставлении субсидий субъектам на реализацию мероприятий по созданию новых и дополнительных мест в образовательных организациях в 2019-2024 гг., заключенных Минпросвещения России, положения об обязательстве по использованию ТПД отсутствуют.
В ГИС «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства» отсутствуют ТПД, охватывающие все климатические и сейсмические районы Российской Федерации в разрезе различных мощностей проектируемых объектов.
Установлены случаи строительства объектов образования с отклонением по размерам площадей отдельных помещений от минимально установленных санитарно-эпидемиологических норм в большую сторону, что свидетельствует о наличии рисков возникновения дополнительных затрат региональных и местных бюджетов при строительстве и эксплуатации объектов образования.
Решения о финансировании строительства больниц принимались в отдельных случаях до включения указанных объектов в документы территориального планирования, то есть без предварительной проработки, оценки и обоснования вариантов размещения объектов с учетом особенностей и возможностей соответствующей территории и сопутствующей инфраструктуры, а также направлений их развития.
Больницы
По данным Минздрава России, в период 2019-2024 гг. введены в эксплуатацию 54 больницы, из них анализ проведен по 27 объектам. Общий объем бюджетных средств составил 59,5 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 37,8 млрд руб. Наибольший объем средств предоставлен Ростовской области - 7 млрд руб.
По данным 34 субъектов, за этот период введено 86 объектов больничных учреждений. Были проанализированы данные по 13 больницам, введенным в эксплуатацию в 2024 г. в восьми регионах, по которым была представлена информация по фактической стоимости строительства.
Наименьшая стоимость строительства 1 кв. м больниц наблюдается в Саратовской области - 88,8 тыс. руб., наибольшая - в Новосибирской области - 420,2 тыс. руб. и г. Москве - 444,9 тыс. руб. при среднероссийской стоимости по объектам, введенным в эксплуатацию в 2024 году, - 302,0 тыс. рублей за 1 кв. м. Рост средней фактической стоимости строительства 1 кв. м больниц в 2024 г. при приведении фактической стоимости 2019 г. к стоимости 2024 г. составил 163,5 тыс. руб. или 118,1%.
Средние фактические затраты на строительство 1 кв. м по указанным контрактам составили 295,9 тыс. руб., что ниже средних фактических затрат на строительство объектов, введенных в эксплуатацию также в 2024 г., но без применения механизма контрактов «под ключ». Средние затраты по 7 объектам без применения механизма контрактов «под ключ» составили в 2024 г. 307,3 тыс. руб. Специальные ТУ и типовая проектная документация при строительстве этих объектов не применялись.
Проведенный анализ фактически израсходованных средств на строительство 85 больниц в субъектах показал, что по 50 объектам стоимость СМР составляла более 60% общей фактической стоимости проекта.
Поликлиники
Общий объем средств федерального бюджета на строительство 116 поликлиник в период 2019-2024 гг. составил 53,3 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 45,9 млрд рублей или 86,1%. Из них наибольший объем средств предоставлен Московской области - 5,4 млрд руб., Республике Башкортостан - 3,2 млрд руб. и Новосибирской области - 2,8 млрд руб.
По данным Минздрава России, в 2024 г. введено в эксплуатацию 45 поликлиник, из них 11 объектов в регионах-донорах и 34 - в дотационных регионах.
Проведенный анализ данных 189 поликлиник показал, что 54 были введены позже планового срока. Так, 45 поликлиник введены в эксплуатацию на следующий год после запланированного, из них по 2 поликлиникам фактическая стоимость превысила сметную более чем на 50%, а 9 поликлиник введены в эксплуатацию через 2 и более года после запланированного срока.
Наименьшая стоимость строительства 1 кв. м поликлиник наблюдается в Калининградской области - 56,8 тыс. руб. при среднероссийской стоимости по объектам, введенным в эксплуатацию в 2024 г., - 168,1 тыс. руб. за кв. м. Рост средней фактической стоимости строительства 1 кв. м поликлиник в 2024 г. при приведении фактической стоимости 2019 г. к стоимости 2024 г. составил 72,3 тыс. руб. или 75,5%.
Из 48 объектов 21 был реализован в рамках контрактов «под ключ». Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м по ним составила 175 тыс. руб.
За период с 2019 по 2024 г. введено в эксплуатацию две поликлиники, строительство которых осуществлялось в рамках концессионных соглашений. Обе поликлиники расположены в городе Новосибирске и введены в эксплуатацию в 2024 г. Перенос сроков ввода объектов в эксплуатацию в период 2021- 2022 гг. до одного года привел к увеличению стоимости строительства объектов от 20 до 30%, сметная стоимость строительства объектов выросла с 28 до 43%. Среди основных причин переноса сроков ввода - необходимость корректировки подрядчиками проектной документации, в том числе сметного раздела проектной документации, вследствие существенного увеличения в 2021 г. цен на строительные ресурсы, а также в связи с уточнением заказчиками технического задания в части изменения технико-экономических показателей.
Из 48 поликлиник ТПД использовалась при проектировании 9 объектов. Средняя стоимость строительства 1 кв. м поликлиник с применением ТПД составила 124 тыс. руб., в поликлиниках, построенных без ее применения, - 178,2 тыс. руб., что на 43,7% выше.
Школы
Согласно анализу информации Минпросвещения России в отношении 763 школ, построенных и введенных в эксплуатацию в 2019-2024 гг., общий объем бюджетных средств составил 418,3 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 356,5 млрд руб. Наибольший объем федеральных средств предоставлен Чеченской Республике на строительство 89 объектов - 49,6 млрд руб.
По данным Минпросвещения России, в 2024 г. введено в эксплуатацию 175 школ, из них 59 объектов в регионах-донорах и 116 - в дотационных регионах.
Из 934 объектов, введенных в эксплуатацию в 2019-2024 гг., 145 школ было введено позже планового срока. Так, 119 объектов введено в эксплуатацию на следующий год после запланированного, из них по 12 объектам фактическая стоимость превысила сметную более чем на 50%. 26 объектов введено в эксплуатацию через 2 и более года после запланированного срока, из них по 3 объектам фактическая стоимость превысила сметную более чем на 50%.
Наименьшая стоимость строительства 1 кв. м школ наблюдается в Астраханской области - 33,1 тыс. руб. и Республике Ингушетия - 39,1 тыс. руб. при среднероссийской стоимости - 91,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Рост средней фактической стоимости строительства 1 кв. м школы в 2024 г. при приведении фактической стоимости 2019 г. к стоимости 2024 г. составил 21 тыс. руб. или 29,8%.
274 школы построены в рамках контрактов «под ключ». Средняя стоимость строительства 1 кв. м по ним составила 67,4 тыс. руб.
С 2019 по 2024 г. введено в эксплуатацию 12 школ, строительство которых осуществлялось в рамках концессионных соглашений. Школы введены в Свердловской области, Пермском и Приморском краях. Средние фактические затраты на строительство 1 кв. м школ в рамках концессионных соглашений составили 78,4 тыс. рублей, что на 4,6 тыс. руб. или на 6,2% больше средних затрат на строительство без использования механизма концессий.
Кроме того, стоимость создания объектов дошкольного образования и среднего общего образования по заключенным до 1 октября 2023 г. концессионным соглашениям выше в среднем на 50% стоимости строительства таких объектов по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), заключенным с подрядными организациями.
В структуре общих расходов на строительство школ 78,3% приходится на СМР, 1,2 % - на проектно-изыскательные работы (ПИР), 7,1% связаны с технологическим присоединением и строительством наружных инженерных сетей и сооружений.
Анализ стоимости строительства 14 школ, введенных в эксплуатацию в 2024 г., показал, что увеличение фактической стоимости строительства по сравнению с ПСД составило более чем 30%.
При строительстве 180 школ ТПД использовалась при проектировании 39 объектов. Средняя стоимость строительства 1 кв. м школ с применением ТПД составила 87,8 тыс. руб., в школах, построенных без ее применения, стоимость составила 92,5 тыс. руб., что на 5,4% выше.
Детские сады
В 2019-2024 гг. построено и введено в эксплуатацию 1455 детских садов, общий объем бюджетных средств составил 152,8 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 132,2 млрд руб. Наибольший объем средств предоставлен Республике Дагестан - 6,5 млрд руб.
Наименьшая стоимость строительства 1 кв. м детских садов наблюдается в Республике Ингушетия - 56,3 тыс. руб., Челябинской области - 61,3 тыс. руб. и Чеченской Республике - 63,5 тыс. руб. при среднероссийской стоимости - 118,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Рост средней фактической стоимости строительства 1 кв. м ДОО в 2024 г. при приведении фактической стоимости 2019 г. к стоимости 2024 г. составил 42,9 тыс. руб. или 56,8%.
Из 92 анализируемых объектов 26 было реализовано в рамках контрактов «под ключ». Средняя стоимость строительства 1 кв. м по ним составила 126,47 тыс. руб.
С 2019 по 2024 г. введено в эксплуатацию 4 детских сада, строительство которых осуществлялось в рамках концессионных соглашений. Садики построены в Республике Тыва и Приморском крае. При этом установлено, что фактические затраты на строительство 1 кв. м детского сада на 280 мест в г. Шагонаре Республики Тыва, построенного в рамках механизма концессии, выше на 16,8 тыс. рублей или на 41,5%, чем затраты на строительство детского сада без применения указанного механизма в г. Архангельске Архангельской области.
Из 1464 объектов 291 детский сад был введен позже планового срока. Так, 215 объектов введено в эксплуатацию на следующий год после запланированного, из них по 6 объектам фактическая стоимость превысила сметную более чем на 50%, а 76 объектов введено в эксплуатацию через 2 и более года после запланированного срока, из них по 7 объектам фактическая стоимость превысила сметную более чем на 50%.
Из 92 детских садов ТПД использовалась при проектировании 18 объектов. Средняя стоимость строительства 1 кв. м детских садов с применением ТПД составила 84,2 тыс. руб., в детских садах, построенных без ее применения, - 126,9 тыс. руб., что на 50,7% выше.
Эвелина Ларсон
Фото: Дзен, https://tvspb.ru, https://mosreg.ru
Этот материал опубликован в октябрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:
Комментарии