«Честный знак» оставит рынок и ИЖС без тарированного цемента
Эксперимент по цифровой маркировке сухих строительных смесей, в том числе, тарированного цемента грозит оставить потребительский рынок и, прежде всего, индивидуальных застройщиков жилья, без этого главного строительного продукта. Такой вывод можно сделать из выступления исполнительного директора НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарьи Мартынкиной на на совещании по проблемным вопросам маркировки цемента и сухих строительных смесей с участием сопредседателя Общественного совета Минпромторга России, заместителя Председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антона Данилова-Данильяна.
Модераторами совещания выступили член Генерального совета, сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Алексей Долматов и член Генерального совета, руководитель подкомитета по строительным материалам «Деловой России» Сергей Супиченко. В мероприятии приняли участие исполнительный директор НО «Российская гипсовая ассоциация», д.т.н. Александр Бурьянов, управляющий Ассоциацией «Производителей сухих строительных смесей» Роман Борисов, представители компаний-производителей стройматериалов.
Участники совещания проанализировали текущую ситуацию с внедрением в рамках эксперимента маркировки с использованием системы «Честный знак», сопоставили позиции по этому вопросу отраслевых объединений производителей цемента, сухих строительных смесей и гипса с целью сформировать единый подход для дальнейшей коммуникации с регулятором.
Антон Данилов-Данильян заявил, что органы власти готовы решать нестандартные вопросы, которые возникают у производителей в ходе эксперимента по цифровой маркировке товаров. По его словам, Минпромторг России, ЦРПТ, «Деловая Россия» реализуют ряд совместных мероприятий по внедрению маркировки цемента и сухих строительных смесей на предприятиях, входящих в состав «Деловой России».
Дарья Мартынкина в своем докладе подчеркнула: «Цементная отрасль активно содействует снижению объема фальсификата на рынке, в том числе активно участвует в эксперименте по цифровой маркировке. Она позволит снизить объем фальсификата в сегменте тарированного цемента (13% объема всего производства цемента или примерно 8,5 млн тонн стройматериала). Таким образом, производителям цемента предстоит маркировать примерно 200 миллионов мешков в год. В настоящее время в эксперимент по маркировке вовлечено уже не менее 60% рынка цемента. При этом срок его реализации дважды переносился по инициативе отрасли по объективным причинам. Сейчас НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» оценивает готовность к внедрению обязательной маркировки в отрасли примерно в 10%».
Дарья Мартынкина назвала три ключевые проблемы, с которыми сталкиваются производители цемента при участии в эксперименте:
- не найдено типовое технологическое решение для производственных линий и в стадии проработки вопрос преднанесения кодов;
- не решен вопрос о допуске к получению цифровой маркировки только производителей и уполномоченных ими лиц, которые имеют разрушительную документацию;
- не проведены сквозные эксперименты с контрагентами и торговыми сетями. И после проведения эксперимента для успешного внедрения требуется провести масштабную работу, включая выбор, покупку, поставку и монтаж оборудования, внедрение ПО, обучение персонала и т.д. Она обратила внимание, что каждая из этих причин является основанием для переноса срока введения обязательной маркировки цемента. Все обозначенные трудности отрабатываются совместно с оператором «ЦРПТ», но на решение вопросов требуется время.
«Ряд изготовителей цемента не смогут с 1 октября 2025 года выпускать цемент в потребительской упаковке, следствием станет дефицит тарированного цемента на рынке Российской Федерации. Он необходим прежде всего для индивидуального жилищного строительства. По итогам 2024 года доля ИЖС в общем объеме строительства, по данным Минстроя, составляет 58%. Таким образом, сегмент рынка, который активно развивается, может остаться без «хлеба стройки». Также прогнозируем негативные последствия для добросовестных производителей цемента: из-за невозможности выпускать тарированный цемент их загрузка дополнительно снизится, в то время как за последние 10 лет в среднем по отрасли она составляет всего 61%», - подчеркнула Дарья Мартынкина.
Александр Бурьянов и Роман Борисов подтвердили, что у производителей сухих строительных смесей и гипса возникают сложности, аналогичные тем, с которыми сталкивается цементная отрасль. Кроме того, руководители отраслевых объединений отметили необходимость введения государственного контроля и надзора за оборотом стройматериалов на рынке на постоянной основе (сейчас он, как и маркировка, осуществляется в рамках эксперимента) в целях противодействия распространению фальсификата, объем которого растет.
По итогам совещания принято решение: «Деловой России» и производителям строительных материалов составить совместный документ с указанием аргументированных оснований, препятствующих полноценному внедрению маркировки в сроки, предусмотренные постановлением Правительства, чтобы в дальнейшем направить его на рассмотрение в профильные министерства и Государственную Думу.
Источник: «СОЮЗЦЕМЕНТ»
Комментарии