Цемент покидает РЖД: перевозки сократились в два раза за 20 лет
В Совете Федерации состоялось закрытое совещание на тему «Железные дороги и логистика в отраслях промышленности: проблемы и пути решения». В совещании под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Вороны приняли участие член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Дитрих, заместитель генерального директора РЖД - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская, а также представители федеральных органов власти, ОАО «РЖД», коммерческих организаций, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» и других отраслевых ассоциаций.
Ключевой темой обсуждения стала ситуация с железнодорожными перевозками. Заместитель председателя Президиума Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин привел в пример цемент, отметив значительное снижение доли ж/д транспорта в его перевозках - с 72% в 2007 году до 36% в настоящее время.
Председатель Комитета по транспорту и логистике НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Денис Назаров в своем выступлении сосредоточился на системных причинах этой отрицательной динамики, связанных с изменением тарифной политики и ростом конкуренции между видами транспорта.
«Цемент является преимущественно грузом внутреннего потребления, объем экспорта составляет менее 2%, и исторически перевозился железнодорожным транспортом. Сегодня доля железнодорожных перевозок цемента снизилась до 36%, уступая автомобильному, даже в регионах Сибирь и Дальний Восток, где доля перевозок автомобильным транспортом превысила 50%», - сообщил Денис Назаров.
Одним из ключевых вызовов для отрасли он назвал отмену понижающего коэффициента. Речь идет о прекращении с 1 января 2026 года действия приказа ФАС России от 10.12.2015 №1226/15, который устанавливал льготный коэффициент для перевозок строительных материалов.
«После прекращения действия приказа ФАС строительные материалы, включая цемент, щебень, промышленное сырье будут подлежать дополнительной индексации на 5%, что в сумме с базовой индексацией ОАО «РЖД» приведёт к росту стоимости на 16%. Это создаст прямую ценовую конкуренцию с автомобильным транспортом. Ходатайствуем о продлении действия коэффициента, чтобы замедлить отток грузов с железной дороги и сдерживать рост себестоимости», - прокомментировал Денис Назаров.
Еще одной важной проблемой, которую затронул Денис Назаров, является перемещение порожних вагонов. «Для грузоотправителей проблема заключается в том, что порожние вагоны, фактически невостребованные операторами, заполняют подъездные пути, находятся у получателей без компенсации расходов за занятие инфраструктуры. НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» считает, что нормы, регулирующие это, необходимо скорректировать в рамках ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, чтобы обеспечить справедливое распределение ответственности. Существующее законодательство предполагает ответственность участников перевозочного процесса за отстой и занятие инфраструктуры путей общего пользования (ОАО «РЖД»), но не предусматривает механизма компенсации затрат для подъездных путей необщего пользования (промышленных путей)», - пояснил Денис Назаров.
В заключение председатель Комитета по транспорту и логистике НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» отметил нецелесообразность инициатив по повышению ответственности грузоотправителей. «Меры по увеличению ответственности отправителей, которые инициированы перевозчиком, не являются инструментом стимулирования погрузки и скорее приведут к обратному эффекту - к уходу груза на другие виды транспорта, - подчеркнул Денис Назаров. - Проблема невыполнения заявок не характерна для перевозок цемента и строительных материалов, так как их большинство осуществляется во внутреннем сообщении. Последствиями реализации меры по ужесточению ответственности отправителей будет снижение доли железнодорожного транспорта, уход грузов на автотранспорт и снижение конкурентоспособности российских производств».
Источник: НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»



Комментарии