DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Бюджетные средства – под тотальным контролем. Включая ИИ

Бюджетные средства – под тотальным контролем. Включая ИИ
Два десятилетия идет трансформация контрактной системы. И теперь ей на помощь приходит цифровизация и искусственный интеллект. Но так ли безопасно отдать управление деньгами ИИ?

В Санкт-Петербурге прошел XX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ». Как отметили участники мероприятия, масштабная структурная реформа 44-ФЗ подходит к логическому финалу. В начале 2025 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон и его подзаконные акты, завершившие многолетнюю историю цифровизации закупочного процесса, в том числе по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также корректирующие применение национального режима в закупках.

Большинство спикеров сошлось во мнении, что стратегия цифровой трансформации контрактной системы, запланированная задолго до начала СВО и крупных геополитических перемен, оказалась грамотной и экономически эффективной для страны. Изменения предвосхитили те испытания и вызовы, с которыми впоследствии столкнулась российская экономика - об этом свидетельствует аналитика больших данных, предоставленная Федеральным казначейством.

В то же время заказчики еще не успели адаптироваться к предъявлению единых требований по импортозамещению в системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок - это одна из горячих тем, поскольку норма начала действовать в 2024 г.

При этом в России продолжается масштабная реформа бюджетного контроля под эгидой Федерального казначейства. Обновленный в 2024 г. Бюджетный кодекс РФ напрямую увязывает предоставление госкомпаниям и госкорпорациям субсидий с целями госпрограмм. Однако подзаконные механизмы этой увязки через госконтракты и договоры корпоративных заказчиков пока еще вырабатываются.

Еще одна острая тема - объективный контроль закупок российских товаров в рамках реализации национальных проектов. Для этого предполагается интеграция и обмен данных между ГИС ЕИС «закупки», оператором которой выступает Казначейство, и ГИС «Промышленность», оператором которой выступает Минпромторг. Также необходимо синхронизировать информацию из реестров российской промышленной продукции со сведениями, содержащимися в Каталоге товаров, работ услуг (КТРУ), а конкретная номенклатура изделий (по кодам), критически важных для проектов технологического лидерства, содержится в «Таксономии технологического суверенитета» (ПП № 603). Если взаимоувязка и согласование этих реестров пройдет гладко, то это повлияет на защиту интересов российских производителей. В то же время, по словам первого замминистра промышленности и торговли Василия Осьмакова, эта защита не должна негативно сказываться на внутренней конкуренции в закупках: попадание в Реестр российской промышленной продукции не гарантирует сбыт, а дает доступ к набору преимуществ.

Без «цифры» никуда

Участники отметили и цифровизацию, которая заставляет заказчиков перестраивать привычные форматы работы, часто не лишенные ошибок и не защищенные от человеческого фактора.

Так, к концу года будет запущена ГИС «Антикартель» ФАС России. Она позволяет автоматически выявлять картели на торгах, и к началу следующего года участники закупок смогут ее полноценно использовать. В дальнейшем предполагается внедрить в систему искусственный интеллект для формирования рисков на основе раскрытых картелей, анализа поведенческих сценариев и открытых данных о ценах на товары.

Также цифровизация искореняет случаи, когда фактическое начало работ, преимущественно в строительстве, начинается до того, как заключен контракт. Теперь заключать контракты с оговорками в электронном виде стало невозможно, т.к. принятие кредиторской задолженности и финансовых обязательств задним числом недопустимо.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе рассказала о возросших технологических возможностях Единой информационной системы в сфере закупок (ГИС ЕИС), которая с 1 января 2025 г. получила обновленную версию.

На сегодняшний день ГИС ЕИС - это крупнейшая и наиболее высокоразвитая система статистики в Российской Федерации, реализованная на одной программной платформе. Закупки по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, которые анализирует система, составляют 25% национального ВВП, а в денежном выражении - около 30 трлн руб. ежегодно.

Цифровая трансформация закупок все еще продолжается, хотя сегментов внутреннего рынка, не охваченных аналитикой ЕИС, практически не осталось. В результате за 20 лет развития контрактной системы в России была выстроена единая информационная среда закупок.

Последними достижениями на этом пути стали: цифровой контракт по электронным процедурам в рамках Закона № 44-ФЗ; внедрение системы автоплатежей в сфере госзакупок, применение машиночитаемых доверенностей; дополнительные возможности реестра контрактов; доработка функционала электронного актирования; интеграция данных о закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ в систему учета; ГИС «Независимый регистратор»; дальнейшее развитие системы ГИС ТОРГИ.

В системе ГИС ЕИС появился новый обязательный функционал, оцифрованы дополнительные соглашения и соглашения с единственным поставщиком. Это делает подконтрольным и прозрачным огромный пласт национальной экономики, в котором раньше могли происходить нарушения. Заключение электронного структурированного контракта с единым поставщиком на прямых основаниях стало обязательным с 1 апреля 2025 г.

Также предусмотрена возможность заключения контрактов с единым поставщиком по результатам несостоявшейся конкурентной закупки (0 заявок). Такое право предусмотрено с 1 января 2025 г. А обязанность заключения таких договоров в электронной структурированной форме наступит с 1 июля 2025 г.

Казначейство перевело все дополнительные соглашения и контракты с единственным поставщиком в электронный структурированный вид, оснастив всю процедуру необходимым нормативным и техническим функционалом. Обе стороны: и заказчик, и единственный поставщик будут работать в личных кабинетах ЕИС. Контракт подписывается электронными подписями в ЕИС двумя сторонами. ЕИС позволяет однозначно идентифицировать полномочия всех лиц, что исключает любые разночтения или нарушения, обусловленные человеческим фактором.

При этом любое дополнительное соглашение автоматически будет проходить проверку на контроль целевого расходования средств (ч. 6 ст. 99 44-ФЗ).

Целый пакет важнейших изменений касается интеграции закупочных документов корпоративных заказчиков с Единой информационной системой в сфере закупок. Теперь типовые положения о закупках по 223-ФЗ в обязательном порядке публикуются в ЕИС.

Кроме того, Правительство РФ вправе определять информацию и перечень документов, которые подтверждают страну происхождения товара для целей 223-ФЗ. Так, заказчики по 223-ФЗ обязаны размещать годовой отчет об объеме закупок ТРУ отечественного происхождения в ЕИС.

Закупки из «закрытого контура» тоже полностью находятся на учете Федерального казначейства. Так, в 2024 г. в реестре договоров в «закрытом контуре» было размещено более 470 тыс. договоров на сумму более 14,7 трлн руб.

Появится ли в закупках ИИ?

Сегодня вендорами таких решений выступают компании из отраслей с высоким уровнем цифровой трансформации - финансовый сектор, телеком, логистика, ТЭК и онлайн-торговля. В то же время участники дискуссии пытались понять, какие направления закупочного процесса на самом деле без опаски можно отдать ИИ.

Так, самой близкой и реалистичной зоной применения ИИ в закупках была названа аналитика больших данных: динамическое ценообразование на основе спроса и других факторов, ситуативное составление номенклатурных справочников под конкретную задачу заказчика, цифровое нормирование, т.е. сбор больших данных о потребностях в товарах, работах и услугах с оперативной формулировкой запросов на основе собранной информации.

Другой проблемой, которую мог бы решить ИИ, может стать создание единого каталога товаров работ и услуг путем сопоставления товарных позиций с помощью ИИ. С вопросом сопоставления данных регулярно сталкивается 600-700 торговых и промышленных отечественных компаний.

В отдаленной перспективе ИИ можно будет поручить обработку поступающих предложений от производителей и поставщиков. Иными словами, автоматизированную сверку полученных от поставщика данных с требованиями технического задания заказчика, подготовку и согласование закупочных документов без участия человека.

А самая востребованная прикладная функция ИИ, по мнению большинства участников, - это анализ контрагентов: их квалификации, «умное» различение производственных компаний от перекупщиков и перепродавцов, выводы об их объективных производственных возможностях на конкретный момент времени. Но пока подобный функционал на основе ИИ не продает ни один российский закупочный сервис.

О реальном опыте работы системы с использованием ИИ рассказала начальник отдела цифровизации госзакупок Росатома Юлия Алексеева. Так, Росатом разработал цифровое решение для проведение закупочных процедур с использование ИИ, с помощью которого в 2024 г. провел закупок на 110 млрд руб., а в 2025 г. планирует увеличить объем до 600 млрд руб. К 2026 г. 80% продукции планируется закупать через систему. В системе представлено 5,5 тыс. поставщиков, у которых есть личные кабинеты.

Директор по развитию цифровых технологий ПАО «Ростелеком» Роман Хазеев рассказал, что «Ростелеком» применяет ИИ для генерации документации, проверки точности документов и рассматривает возможность применения предиктивной аналитики для проведения ремонтов и закупки оборудования. Сегодня «Ростелеком» стал одним из крупнейших поставщиков ПО, а также разработчиком IT-решений и их закупщиком на российском рынке.

Как сообщил вице-губернатор области - руководитель представительства Правительства Ярославской области при Правительстве РФ Василий Горбунов, регион развивает систему управления регионом - СУР ЯО с использованием ИИ. Ее важной частью станет видео и фотоаналитика, снятая с квадрокоптеров, с помощью которой власти будут понимать, что происходит в разных хозяйственных сферах области. Систему планируется доработать и предложить использовать на уровне других регионов РФ.

В то же время участники дискуссии признали, что российский рынок ИИ пока находится в зачаточном состоянии, и хотя наблюдались признаки ажиотажного интереса к ИИ-содержащим продуктам со стороны отдельных заказчиков, об устойчивом спросе говорить пока рано. Есть лишь заявки отдельных российских разработчиков, готовых поставлять и обслуживать такие программные решения.

Для развития рынка ИИ и создания благоприятных условий разработчикам ведомствам, отвечающим за закупки, необходимо наладить обратную связь с отраслевыми объединениями вендоров, способствовать их слиянию в консорциумы по направлениями прикладного применения ИИ. Так, получая актуальные данные от производства, можно постепенно выстраивать регулирование, отвечающее реальным запросам «с земли».

По словам первого заместителя генерального директора ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта» Левана Дараселии, для использования ИИ в России не хватает нормативных актов. Поэтому Центр совместно с Минпромторгом разрабатывает концепцию по регулированию промышленных данных, создает экспериментальный режим для отработки технологии применения ИИ, чтобы увидеть, какие барьеры мешают внедрению таких технологий, и понять, что нужно для этого сделать. Кроме того, обязательно необходимо провести стандартизацию, иначе без единых правил, стандартов, ГОСТов тяжело будет внедрять ИИ в масштабах страны.

Эффективные закупки в сфере транспорта

О сложностях формирования начальной (максимальной) цены контракта на закупку работ, изменениях условий государственных контрактов на выполнение работ по результатам обобщения правоприменительной практики говорили в рамках отраслевой дискуссии.

Как рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов, в России насчитывается 1,5 млн км дорог, и ежегодно нужно поддерживать около 10 тыс. км. На дорожные мероприятия в прошлом году было заключено около 40 тысяч госконтрактов. Доля конкурсных процедур в сфере закупок занимает сейчас 96%, в среднем на закупку приходится 2,1 заявка.

Снижение числа заявок объясняется не лучшими временами в экономике и возросшими рисками финансовой устойчивости подрядных организаций. Поэтому Минтранс предлагает Минфину донастроить госрегулирование в отношении госконтрактов. Снижение финансовой устойчивости связано с расхождением фактической и прогнозной себестоимости. Сейчас в ведомстве видят экстраординарные последствия и полагают, что необходимо работать с индексами дефлятора, с агрегированным подходом для каждого проекта. Это позволит не просить новых лимитов или ужиматься.

Как парировал заместитель министра финансов России Алексей Лавров, в целом транспортная отрасль должна себя чувствовать комфортно. Но если необходимо дорабатывать законодательство, то ведомство готово, но никакие рейтинги при отборе использоваться не будут. По крайней мере, до того, пока нет ответа на 2 вопроса: как получить доступ к этим рейтингам представителям ЕАЭС и как быть с ГИСП. Нельзя вводить ничего, к чему нет доступа у зарубежных стран. И второе, более важное: за эти рейтинги никто всерьез не отвечает. Нужны ли они, если 80% рейтингов складываются из опыта исполнения госконтрактов?

Также была озвучена острая тема квалификации подрядчиков для строительства транспортной инфраструктуры и окупаемость их бизнеса, которая подвержена большим рискам. Другой негативный фактор в отрасли, повлиявший на перспективы развития транспортного лизинга в России, - это ключевая ставка.

По словам министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Марата Сибатулина, среди актуальных вопросов - доступ новых компаний к конкурсам, которого они лишены, не имея опыта. Он предлагает рассмотреть механизмы поручительства, а также изменения в законодательстве с точки зрения требований к участникам госзакупок. Почему компания, построившая школу, не имеет права построить дорогу? Также нужно предусмотреть требования к материально-техническим ресурсам при закупках на содержание дорог. Сейчас здесь одна метрика: опыт. Нужна еще одна, по наличию машин, механизмов и дорожных рабочих.

По материалам «Цифровые закупки»

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!