DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера DesignMyHome - дизайн квартир, лучшие фото интерьера

Антон Глушков: На строительном рынке не должно остаться непрофессиональных компаний

Антон Глушков: На строительном рынке не должно остаться непрофессиональных компаний
Система саморегулирования строительной отрасли входит в 2026 год навстречу очередной и очень серьезной реформе – права, возможности и ответственность СРО и нацобъединений существенно расширены, а строительным компаниям придется соответствовать единым и достаточно жестким требованиям. Как СРО и бизнес перенесут очередные изменения? Об этом подробно рассказывает президент НОСТРОЙ Антон Глушков:

- Антон Николаевич, с 1 марта 2026 года вступят в силу поправки в Градостроительный кодекс, которые наделили новыми правами и обязанностями СРО и Национальные объединения СРО. Появление этих поправок - это итог большой работы системы саморегулирования или исправление накопленных ошибок?

- И то, и другое. Это закономерный итог 15-летней работы и необходимая «донастройка». Государство дало системе СРО большой аванс доверия и новые полномочия. 15 лет - это довольно большой срок, за это время сформировалась целая отрасль со своими правилами и уникальными специалистами. Сейчас мы должны доказать, что способны эффективно регулировать отрасль сами. Ключевое изменение - СРО теперь обязаны работать со своими членами до заключения ими контракта, оценивая все риски. Для этого нужны новые компетенции, которых раньше просто не было. И НОСТРОЙ начинает подготовку таких кадров с себя, а в дальнейшем будем повышать и свою компетенцию, и компетенции всех СРО, выступая в роли методиста.

- Понимают ли все участники системы СРО, какие грядут изменения в связи с этим законом, какими новыми правами и обязанностями наделяются саморегулируемые организации и чем это грозит подрядчикам?

- До последнего времени вся система СРО была построена на логике входа подрядчика на рынок, и только ликвидация юридического лица позволяла ему выйти из системы. Сейчас логика изменилась. Произошло два главных изменения. Первое - это то, что вопрос наделения статусом или лишение статуса СРО отдан на откуп самой системе саморегулирования. Если раньше это была исключительно функция Ростехназдора, то сегодня полностью передано на уровень национальных объединений. Второй вектор связан с новыми правилами игры. Нацобъединения и СРО должны разработать единые требования к подрядным организациям. Эти требования будут зависеть от уровня сложности объектов, которые компания хочет строить. Проще говоря: чтобы браться за сложный проект, нужно иметь более опытных специалистов и больше ресурсов. Это похоже на прежнюю систему классификации по приказу Минстроя России № 624, но теперь правила будут общими для всех и обязательными. Контролировать их соблюдение на местах будут те же СРО, в которых состоят компании-подрядчики.

- Помнится, на заре саморегулирования СРО сами разрабатывали свои внутренние документы и требования к членам. Отсюда появились и коммерческие СРО, где единственным критерием членства были взносы. А сейчас не получился ли так, что каждая СРО опять разработает свои требования - с тем же результатом?

- Нет, сейчас ситуация принципиально иная. Мы проанализировали бо́льшую часть документов региональных СРО и выяснили, что в 87% они абсолютно идентичны и соответствуют минимальным требованиям, которые содержит Градостроительный кодекс. И только в оставшейся небольшой доле есть определенные отсылки в первую очередь к уровню ответственности и к структуре выполнения подрядчиками тех или иных работ.

Основная логика нынешней реформы - в переходе к единым обязательным стандартам. Наверное, это историческая веха, к которой мы подошли. Теперь требования будет разрабатывать и утверждать национальное объединение, а СРО обязаны их исполнять. Понятно, что сами СРО смогут донастраивать эти требования, но очевидно, что минимальных, которые сейчас установлены ГрК РФ, недостаточно для того, чтобы обеспечить качество производства работ. Нагромождать каждый раз поправки в законодательство очень трудоемко, да и жизнь меняется быстрее, чем законы. Поэтому реформа позволит нам выйти за рамки недостаточного законодательного минимума и гибко регулировать отрасль.

Сейчас в рамках окружных конференций СРО мы нащупываем конкретные абсолютные показатели для будущих правил. Это оказалось не такой простой задачей, как могло показаться на первый взгляд. Меня радует, что Минстрой России очень быстро принял все подзаконные документы, теперь дело за нами. После того, как до конца года пройдут все окружные конференции, мы предложим на обсуждение сообществу первый пакет правил саморегулирования. После одобрения правила на Съезде НОСТРОЙ они станут обязательными для всех СРО и членов СРО. Это системное изменение, к которому мы шли больше десяти лет.

- А что думают СРО и члены СРО по поводу очередной реформы?

- Так уж получилось, что даже крупные СРО в регионах не очень большие, и надеяться на то, что они самостоятельно могут разработать универсальные и качественные нормативные документы, не приходится. При этом за последние годы все очень хорошо поняли, что СРО - это не только возможность, но и ответственность. Мы видим, как поменялась структура выплат из средств компенсационных фондов СРО, насколько они возросли. Мы видим те функции, которые появились у СРО где-то в соответствии с законодательством, где-то в силу инициатив, которые идут либо от региональных СРО, либо от нацобъединений. И в этой связи большая часть СРО осознает всю меру серьезности нынешних изменений.

Если говорить про подрядные организации, то давайте скажем честно: они по большей части пока даже не догадываются об этих изменениях. Сейчас для руководителя компании самое главное - поиск контракта, своевременная уплата налогов, выплата заработной платы. Какие-то изменения, которые произойдут не сегодня, причем непонятно какие, его не интересуют, он эти трудности будет осознавать и преодолевать по мере поступления.

Поэтому еще один очень важный аспект - это информационное поле. У нас сейчас идет большая и жарка дискуссия с руководителями СРО, что в состоянии, а что не в состоянии контролировать СРО, какие санкции должны быть за нарушения, которые допускают подрядчики, и вопрос соразмерности этих санкций. Мы же нацелены не на то, чтобы покарать, а на то, чтобы повысить качество и ответственность подрядных организаций. Это не вчера все началось - это поступательный эффект наших 15 лет саморегулирования.

Да, мы очень сильно поменяли вектор работы Нацобъединения в область интересов бизнеса - не регулирования рынка, а именно интересов бизнеса. Я всем говорю, что НОСТРОЙ должен превратиться в профессионального омбудсмена, который защищает интересы бизнеса, и только поэтому его могут любить. Потому что любить надзорный орган не будет никогда и никто, а организацию, которая оказывает содействие бизнесу, - да. Наш масштабный пример - это постановление Правительства № 1315 по изменению цены контракта, которое дало очень большой эффект для бизнеса. Тот же мораторий на штрафы застройщикам за перенос сроков строительства жилья, который прекратится с 1 января 2026 года, - это тоже наше с коллегами достижение. За это нас бизнес очень любит, уважает и понимает, что от результата деятельности системы саморегулирования есть экономический эффект.

Поэтому стоит задача сделать правила таким образом, чтобы результатом их введения и соответствия им стали определенная монетизация и экономический эффект для бизнеса. Если компания соответствует этим правилам - она в системе рейтингования будет выше, а значит, это должно отразиться на финансовом результате работы компании. Поэтому задача следующего этапа - придумать, что и как контролировать, а потом сделать так, чтобы наши подрядчики восприняли это не как дополнительный административный барьер, пусть даже цифровой, а как элемент повышения эффективности и финансовых результатов компании.

- Поговорим более подробно об этих требованиях. Что реформа принесет бизнесу? Очередные отчеты и бумажки?

- Нет, речь о требованиях к сути бизнеса. В строительной отрасли есть большие требования к продукту, но совершенно нет государственных требований к процессам. Теперь эти требования к процессу выполнения работ, к квалификации и численности сотрудников и соотношения этой численности и рациональных показателей должны появиться. Очевидно, что правила на первом этапе будут административной процедурой, которую вряд ли с радостью встретят коллеги. Но в дальнейшем мы постараемся сделать так, чтобы установление требований привело к правильной оценке компанией своей эффективности. Потому что сейчас единственным элементом эффективности любой организации является норма прибыли - но это следствие, а не само качество деятельности.

Более 90% наших членских организаций - субъекты малого предпринимательства, и надеяться на то, что они в состоянии понять все нюансы экономики, не приходится. Когда экономика растет, неэффективность деятельности покрывается прибылью. Сейчас, в условиях жесткой конкуренции, неэффективность порождает банкротства строительных организаций. Наши правила должны помочь: кого-то научить, кому-то напомнить именно об эффективной модели существования строительной компании.

- Вы все время упоминаете требования - так что это за требования?

- Требования к профессиональному уровню строительной компании. Они определяют, какие ресурсы, какие специалисты (инженеры, сметчики, руководители) и какого уровня квалификации должны быть у строительной компании в зависимости от масштаба и сложности выполняемых работ.

Например, мы выяснили, что практически нигде, кроме компаний 5 уровня ответственности с госконтрактами свыше 10 млрд рублей, штатных сметчиков в стройкомпаниях нет. А без сметчиков экономически целесообразно работать с бюджетом не получится. Поэтому будут требования по численности и квалификации ИТР, плановой службы, охраны труда, минимальной численности рабочих, наличию основных средств - на праве собственности или подтвержденной аренды.

Сейчас единственным критерием перехода из одного уровня ответственности в другой является объем средств, внесенных в компенсационный фонд СРО. Нас много упрекали, что средства компфондов не работают, но они заработали несколько лет назад и довольно активно. Сначала это был капитальный ремонт МКД, а сейчас - требования к возврату авансов за непостроенный объект. Колоссальные суммы! Крупные выплаты по этим требования сразу убивают СРО, а суды, как правило, принимают сторону заказчика и присуждают выплатить деньги.

Поэтому вопрос установления требований - это вопрос поиска здорового компромисса, который позволит строительной компании эффективно работать. Цель - убрать с рынка компании-пустышки, которые выигрывают тендеры, но не способны качественно строить. Это сделает отрасль более профессиональной и защитит всех: заказчиков, СРО и самих добросовестных подрядчиков. Понятно, что все требования и правила нужно будет донастраивать, но в системе саморегулирования, а не в законе, это сделать проще. Такие требования должны быть, и они будут выше того, что сейчас зафиксировано в законодательстве.

- Вы сказали, что 90% компаний - это малый бизнес. Мало того, что поднимаются налоги, так еще НОСТРОЙ свои требования добавляет. Не боитесь, что стройкомпании, на которых держится весь рынок, просто не справятся и начнут массово закрываться?

- Конечно, экономика довлеет над административными процессами, и любые административные процедуры должны отвечать на вопрос: выгодно или невыгодно это компаниям? Наш админбарьер точно не погубит бизнес, другое дело, что экономическая ситуация сейчас весьма тяжелая. Если сравнивать объем ипотечных кредитов на первичном рынке 2023 года к 2025 году, он упал на 51%. Это более суровые вещи, которые влияют на стройку, нежели наши требования. В этой ситуации бизнес начинает искать внутренние резервы, становиться профессиональнее и эффективнее. Кто-то, безусловно, с дистанции сойдет. Но стройка должна быть профессиональным бизнесом, а не факультативным. Для этого, в том числе должны соблюдаться и правила саморегулирования.

- В законе по-прежнему осталось требование, что только генеральные подрядчики состоят в СРО? Вы отлично знаете, что очень часто генподрядчик - это просто контора с несколькими инженерами, которая выигрывает тендеры, но не может физически ничего построить и проконтролировать, что у него происходит на объекте.

- Этот вопрос тоже относится к правилам саморегулирования - необходимо закрепить реальную ответственность генподрядчика за весь объект и его качество. Сейчас генподрядчик в большинстве случаев является центром прибыли, стороной по договору, которая его подписывает. Мы же хотим, чтобы генподрядчик начал понимать всю административную и финансовую ответственность, которая с этим связана. В классической стройке генеральный подрядчик должен своими силами выполнять значительный объем работ и вести контроль с точки зрения технического надзора выполняемых работ. Поэтому вопрос реальной ответственности генподрядчика за объект и его качество тоже нужно формировать.

Генподрядчик в моем понимании - это не лицо, которое выигрывает тендер и распределяет подряды, это строительная компания, которая должна самостоятельно выполнять работы и только в силу специализации по узкому профилю привлекать субподрядные организации. Это практика не нами придумана, она существует многие годы и во всех странах, кроме России. Организации, которая научилась просто администрировать стройку, только этих навыков для того, чтобы стать генподрядчиком, недостаточно.

- А сколько таких «организаторов» сейчас на рынке? Они честно состоят в СРО, платят взносы в компфонды, заявили двух специалистов в НРС - а сейчас выяснится, что это оболочка, которая не может соответствовать требованиям, и начнется массовый исход…

- Основные риски сохранности и существования СРО и средств компфонда создают организации, которые состоят в фонде обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), потому что судебные иски и выплаты идут именно там. Наши правила должны СРО помочь оценить ее потенциального члена и его профессионализм и возможности.

На самом деле, мнимых генподрядчиков не так много. Мы проанализировали, сколько компаний - членов СРО системно, более одного раза на протяжении последних пяти лет заключали государственный или муниципальный контракт. И выяснилось, что только 12 тысяч компаний из 106 тысяч заключали такие контракты. Это те подрядчики, которые работают с бюджетными средствами.

- А чем тогда заняты остальные 90 тысяч? И не сократятся ли все СРО до 12 тысяч членов?

- Не сократятся точно. Потому что 80% средств в стройке - это деньги населения, направленные на жилищное строительство. И там ОДО нет. Там есть генподрядчик, который является членом СРО, без этого жилищного строительства быть не может, но он никоим образом не является членом компфонда ОДО. Кроме того, некоторые компании являются, что называется, «спящими», которые надеются рано или поздно получить генподряд. А еще в СРО состоят производители строительных изделий и конструкций со своими монтажными подразделениями, которым подрядчики часто передают работу. И таких компаний очень много в составе СРО.

- Нужны ли таким узкопрофильным организациям общие требования к членам СРО?

- Это вопрос, который нужно обсуждать. Потому что у нас есть минимальные требования к членам СРО, установленные законодательством, и они предполагают наличие двух специалистов, внесенных в НРС, по основному месту работы. Более того, с 1 марта 2026 года после совмещения Национального реестра специалистов и Единого реестра членов СРО наличие или отсутствие таких специалистов будет очевидным. Поэтому сейчас идет дискуссия, как таким организациям разработать свои критерии, возможно более мягкие требования для осуществления их профессиональной деятельности. Это, конечно, связано с корректировкой законодательства, но только сначала нужно самим понять, в какую сторону менять закон, насколько это целесообразно.

Конечно, 106 тысяч компаний - членов СРО - это гигантская армия подрядчиков. В первую очередь нужно разобраться с теми большими и серьезными компаниями, которые работают с бюджетом, где высокая ответственность и высокие риски для СРО в случае выплат. А потом уже перейдем к самому большому слою более мелких по обороту строительных компаний, которые являются субъектами малого предпринимательства.

- Идет ли обсуждение данных требований с самим бизнесом?

- Предложения по требованиям разрабатываются с саморегулируемыми организациями в каждом федеральном округе, потому что сутевые вопросы нужно обсудить именно с профессиональным сообществом. Мы предлагаем СРО формировать эти требования на примерах конкретных случаев из их практики. Часть СРО, порядка 40, активно вовлечены в процесс, понимают, для чего это делается, привлекли к обсуждению своих членов. Остальные 180 СРО пока наблюдают со стороны. И нам нужно в первую очередь вовлечь бо́льшую часть СРО в эту работу, чтобы не получилось, что мы придумаем, а бизнес потом это будет расхлебывать. Конечно, «в яблочко» мы с первого раза никогда не попадем, так что бизнес, во-первых, должен о новеллах знать, что это будет, тем более что правила будут едиными для всех компаний - от Москвы до Дальнего Востока. А второе - нам нужно вовлечь в этот процесс максимальное количество СРО и компаний. И, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но их число растет.

- А если компании после 1 марта 2026 года не будут соответствовать этим требования? Их исключат из СРО?

- Тут вопрос только в одном: может ли компания переходить с одного уровня ответственности на другой и сохранять за собой взнос в компенсационный фонд? То есть, если компания является членом СРО, она все равно соответствует хотя бы какому-то минимальному уровню требований. Вопрос в том, что если компания перешла на более высокие уровни ответственности, внесла взносы в компенсационные фонды ОДО и ВВ, а потом выяснится, что она не дотягивает до требований к этим уровням - что делать?

И вторая очень важная развилка - что делать с действующими договорами этих членов, которые перестали соответствовать требованиям своего уровня ответственности? Шагнуть вниз компания не может - договор предусматривает определенный уровень ответственности. Расторгать договор? А убытки и репутационные издержки? Эти юридические и экономические развилки очень сложны, но мы должны на них ответить. Мы подключили к этой работе нашу Научно-консультативную комиссию, чтобы юридически разобраться с переходными положениями, потому что мы должны учесть все реалии предыдущего законодательства.

- Как СРО будут оповещать своих членов о грядущих изменениях?

- Для этого создана полная система личных кабинетов каждого члена СРО. Другое дело, что в большинстве случаев член СРО даже не знает, что у него есть личный кабинет, и не всегда им пользуется. Но технически все уже реализовано - сначала для рейтингования компаний, а теперь и для выполнения требований. Нужно избавиться от бумажной волокиты бесконечных отчетов, чтобы всё было удобно и быстро. Пример такого подхода - единая информационная система жилищного строительства, которая содержит всю достоверную информацию как для заказчика, так и для потребителя о каждом жилом объекте, строящемся на территории России. Система НОСТРОЙ в итоге должна сформировать второй пласт информации обо всех объектах, помимо жилья, которые строятся на территории России. Сложно, масштабно, очень ответственно, потому что здесь не может быть необъективной и недостоверной информации, она вся должна быть верифицированная, полновесная и достоверная.

- Закон дает достаточно большие права СРО - не будет ли злоупотреблений с их стороны? Потому что на одном из мероприятий НОСТРОЙ директор одной из московских СРО посетовал, что компенсационный фонд его СРО условно составляет 2 млрд рублей, а обязательства по контрактам членов - 200 млрд рублей. Поэтому СРО, по его мнению, должна разрешать или не разрешать заключать такие договоры. Но если СРО встает на пути контракта, то это уже злоупотребление правом.

- При наличии любой контрольной или надзорной функции есть риск злоупотребления, но цифровизация должна их минимизировать, потому что все, что связано с цифровым порядком и системой личных кабинетов, максимально достоверно и прозрачно. Вопрос тут не в том, разрешать или запрещать, а в соответствии члена СРО заявленным объемам работ по контракту. Помните, как СРО в первое время возмущались, что исчезла бумажная выписка из реестра и осталась только электронная? Потому что СРО теряли возможность личного контакта с директорами и влияния на них. Но прошло время - и все успокоилось. Также и здесь - если член СРО соответствует требованиям, то он автоматически получает выписку для заключения контракта, и никто не может ему что-то запретить или разрешить. И оценка будет идти только по этим критериям.

- Поскольку времени осталось очень мало, видимо, нужно «разбудить» и где-то даже напугать подрядчиков, чтобы они начали интересоваться тем, что для них грядет?

- Ни в коем случае не нужно пугать подрядчиков! Им и так несладко приходится, для стройки сейчас не самое золотое время, здесь идет борьба за выживание. Подрядчику нужно помочь стать эффективнее - и это не пустые слова. Вся реформа системы СРО нацелена на эффективность. Если у нас получится своими правилами обезопасить интересы заказчика или потребителя и одновременно помочь строке быть эффективной - это будет золотая середина, которую мы должны сформировать. И я по-прежнему считаю, что требования к основным базовым характеристикам и персоналу по основному месту работы, основным средствам и опыту реализации предыдущих контактов - это не пустые слова. Не может организация, вчера созданная, сразу выигрывать контракт на 10 млрд рублей. Ни в одной стране мира, кроме России, такого нет. И не потому, что эта организация плохая - а потому что для строительства такого рода объектов нужно наработать соответствующую квалификацию.

- Антон Николаевич, перед новым годом принято подводить итоги. Вы на посту президента НОСТРОЙ уже шестой год. За это время вы фактически развернули НОСТРОЙ от органа, надзирающего за СРО, к объединению, представляющему интересы бизнеса. Вам самому нравится то, что получилось?

- Я не просто руководитель НОСТРОЙ, а отражение действительности. Были разные времена развития системы саморегулирования. Сначала нужно было понять, что это такое, и разобраться самим в себе. После - начинать думать целиком об отрасли. Сейчас мы определили свое место и свою роль и для себя, и для остальных. И здесь мы, действительно, можем нащупать те механизмы, которые помогут бизнесу быть в нынешней ситуации живым и эффективным. Поэтому я очень надеюсь, что поворот НОСТРОЙ к бизнесу не связан исключительно с моими желаниями - это историческое развитие системы саморегулирования, которая для этого и существует. Потому что, если не разворачиваться к бизнесу, то зачем тогда СРО? Тогда можно обойтись государственным лицензированием. Принципиальное отличие системы СРО от лицензирования в том, что она отражает и защищает интересы бизнеса.

- Вы не устали от этой очень бурной общественной деятельности?

- Усталость - она бывает разная. У нас большая страна, я стараюсь бывать в субъектах, общаться с руководителями органов власти и бизнеса. Выстраивание отношений очень важно, ведь значительная часть эффективности зависит и от региональных властей: правила землепользования и застройки, правила градостроительной деятельности, нормативы, правила госконтрактов и отношения между подрядчиками и заказчиками. Поэтому крайне важно работать с властями регионов. И от этого я точно не устал. Когда видишь заинтересованность и со стороны органов исполнительной власти, и со стороны бизнеса - это очень благодатная почва для работы.

А с точки зрения моральной усталости, то нужно очень хорошо понимать точку, когда ты перестаешь быть полезным. Мы все ограничены своим образованием, опытом, и в этой связи не мне судить на сегодняшний момент, насколько я устал. Как бы то ни было, кресло президента НОСТРОЙ - это очень большая ответственность, которую мне доверили коллеги. И если я эту ответственность на себя взял, то должен ее оправдать. Никто из нас не может к себе относиться объективно, но я пытаюсь быть к себе критичным, что-то мне не нравится в работе коллег и, конечно, в своей работе - это нормально. Но развитие всегда идет через критику, и я очень хочу, чтобы оставшееся время, которое связывает меня с НОСТРОЙ, было крайне активным на события.

- Антон Николаевич, традиционно - ваше поздравление с Новым годом для наших читателей!

- Дорогие коллеги! Самое главное, что я хочу - это активности в наступающем 2026 году, потому что без этого добиться успеха будет невозможно. Мы, со своей стороны, постараемся создать набор тех знаний, которыми нужно обладать, чтобы всегда быть в форме, быть умным, дальновидным и активным. И тогда, я думаю, мы все будем друг другом довольны: власть будет довольна бизнесом, бизнес будет доволен системой саморегулирования, система СРО будет довольна результатами своей деятельности, и те показатели, которые заложены в паспорте национального проекта «Инфраструктура для жизни», получится реализовать до 2030 года, а лучше немного и перевыполнить!

Лариса Поршнева

Этот материал опубликован в декабрьском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать по ссылке:

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!